.

Лики интеллектуального пианизма

  Симфонический концерт «GRADUS AD PARNASSUM». Это часть совместного проекта Астраханской государственной филармонии и Астраханского государственного театра оперы и балета (почитать можно здесь – http://mvastracons.ru/?p=35570http://mvastracons.ru/?p=36150, http://mvastracons.ru/?p=35810). Впрочем, Астраханская государственная консерватория тоже может примкнуть к этому событию, учитывая и то обстоятельство, что двое из трех солистов концерта 20 мая 2016 года являются педагогами нашего вуза.

В зале – огромное количество любителей фортепианного искусства, в том числе педагоги, студенты, молодежь и детвора из музыкальных учреждений города. И конечно же, члены астраханского Союза композиторов. Все пришли послушать качественную музыку. И не ошиблись. Ожидания оправдались.

Илья Михайлов. Й. Брамс Концерт для фортепиано с оркестром № 2 В-dur, op. 83.
50-минутное произведение, заполнившее все первое отделение, показалось чрезмерно, пусть превосходной и оригинальной, перенасыщенной музыкой, этакой монотонностью роскоши. И это объяснимо, так как Й. Брамс, вслед за Л. Бетховеном, предложил симфонизацию инструментального концерта. Фактически он и создал оригинальный жанр концерта-симфонии.
Это относится, прежде всего, ко Второму фортепианному, соч. 83 (1878–1881). В отличие от традиционного трехчастного концерта, Брамс создает монументальный «симфонический» четырехчастный цикл. Особая оркестральность исполнения потребовала от солиста полного растворения в инструментальной партитуре. Отсюда мощная фортепианная фактура часто «растворялась» в немного вязкой оркестровой линии. Контрастность и чудесное романтическое обаяние, особенно третьей части с лирическими соло виолончели, сочетались с разнообразными и неожиданными красочными тембральными эффектами, с тончайшими колористическими и мелодическими вкраплениями полетной фортепианной партии. Отметим, что она, несмотря на всю насыщенность, в целом оказалась под силу молодому солисту, да и оркестр вполне справился с заложенными в партитуре профессиональными сложностями.

«Спасибо всем слушателям, друзьям и коллегам за внимание, бурные овации и добрые слова! Я вас всех люблю! Моя мечта исполнить концерт Шнитке для фортепиано и струнного оркестра осуществилась! Отдельная благодарность художественному руководителю и главному дирижеру Валерию Воронину и оркестру Астраханского государственного театра Оперы и Балета! Играть с вами было одно удовольствие, ВЫ — ЛУЧШИЕ!». Так на своей страничке в соцсетях интернета после концерта написала Елена Давыдова (Михайловская).
Итак, она исполнила Концерт для струнного оркестра и фортепиано А. Шнитке, написанного композитором в 1979 году. Это произведение заслуженно считается одной из вершин творчества автора. Существует несколько его интерпретаций (и с некоторыми из них можно познакомиться в обширной видеохронике интернета). В его структуре «нащупывается» сонатная форма и вариации. В тематизме есть «тема с вариациями» и «вариации с темой», как однажды отметил сам А. Шнитке: «вариации не на тему, подразумевая под этим варьирование отдельных элементов темы, которая появляется только в коде произведения». Впрочем, конечно же, для понимания сути произведения, необходим детальный анализ явной полиформы и интонационной базы всего сочинения (оставим же его пока вне данных личных суждений).
И это, явно неоднозначные смыслы произведения, надо было и верно прочитать, согласуя еще и с дирижером, и потом без потерь донести до слушателя. В общем, кропотливая интеллектуальная работа на подготовительном этапе. Елена Давыдова не просто хорошо, но блестяще справилась со сложнейшими задачами. Она предложила свою, возможно более нервную интерпретацию Концерта А. Шнитке. (Отмечу, что при прослушивании уже имеющейся у меня видеозаписи, впечатления как бы трансформируются, меняются. Пока не знаю, чем объяснить этот феномен).

В историю русской музыкальной культуры ХХ века С. Рахманинов вошел как хранитель и защитник «традиционных ценностей» в музыке.
«Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придёте к выводу: в старом мире осталось ещё много возможностей… Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями». Эти слова композитора из интервью 1941 года относятся и к Рапсодии на тему Паганини a-moll, ор. 43 (1934). Впрочем, не секрет, что много «нового» есть в этой восхитительной, размашистой музыке: элементы джаза, некоторых эстрадных жанров, новых течений середины прошлого века. Романтический пианизм произведения С. Рахманинова, написанного в форме вариаций, завораживал… Композитор, как известно, выбрал тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Н. Паганини. Она – яркий символ эпохи романтизма. Но уже в первых вариациях появляется и другая тема, которая преследует С. Рахманинова еще с Первой симфонии. Мелодия Dies Irae («День гнева») и ее отзвуки часто встречаются во многих сочинениях композитора. Обе темы, благодаря блистательной пианистке Гузаль Тагиевой и оркестра театра совершили свое сложное и даже немного загадочное путешествие по жанрам, стилям, эпохам. И 24 вариации стали эпизодами этого шествия во времени, один другого интереснее. А вот завершены исполнителями все же несколько неожиданно. Эта улыбка гения венчала не только Рапсодию, но и весь концерт.
Разные эпохи, отличные композиторы, но романтическая стихия стала здесь объединяющим фактором многоликого интеллектуального пианизма Астрахани, представленная новым поколением исполнителей: Ильей Михайловым, Гузаль Тагиевой, Еленой Давыдовой.

К. Гузенко

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi