.

Куда идет современная музыка? (О заседании НТСО 2 ноября 2016 года)

  Не часто случается, что вопрос, поставленный на очередном заседании НТСО, которое состоялось 2 ноября 2016 года, «Куда же идет современная музыка?» – так и остался открытым. Но именно так, и произошло. Мария Мелюкова, аспирантка Астраханской государственной консерватории, выступила с лекцией, и познакомила слушателей с творчеством молодых композиторов, многие из которых являются еще студентами разных ВУЗов России и Беларуси. 

Как отметила Мария во вступительном слове, современная музыка очень разнообразна, а композиторы свободны в выборе средств воплощения своих творческих идей. Однако, молодые композиторы, чья музыка была представлена на лекции, продолжают традиции русской классической музыки: в их русле лежат ладогармонические средства, формы, жанры, инструментарий. При этом, авторы в большинстве озвученных произведениях все же пытаются показать свою творческую индивидуальность, свой оригинальный язык.

Мария подобрала произведения разных жанров и исполнительских составов.

Вокальный цикл «Песни нежности» для сопрано и оркестра Виктории Спариж. В этот цикл входит три колыбельные, каждая из которых написана в духе народной песни: армянская, посвященная дочери, цыганская – сыну и литовская – себе. «Айжаякъ» – стилизация в духе народной песни – композитора Ахмата Малкандуева – произведение о красоте девушки и парне, который в нее влюблен. Прозвучала также хоровая миниатюра «Пусть придет, что придет» молодого московского композитора Тихона Хренникова-младшего на стихи В. Высоцкого. Крупные сочинения в творчестве молодых композиторов встречается реже, но и в этом направлении есть достойные произведения. К примеру, – «Концерт с красками джаза» Евгения Григоровича для клавишных и альта с симфоническим оркестром – дипломная работа молодого композитора, выпускника Санкт-Петербургской государственной консерватории. Это произведение, состоит из двух частей: «Баллада» и «Рондо», которые исполняются без перерыва (attacca). Концерт сочетает в себе традиции академического и джазового стиля, традиционные инструменты и электроинструменты, а так же – разнообразные настроения. Так же в рамках прошедшего НТСО была представлена программная музыка, источником вдохновения которой, как и прежде, может послужить литература, миф, настроение или просто событие из жизни того или иного человека. Так, Сюита для двух фортепиано «Персефона» Ольги Чистохиной состоит из четырех частей: «Персефона», «Аид», «Деметра», «Возвращение Персефоны». Так же было отмечено, что композитор пишет музыку для баяна, обогащая тем самым современный репертуар баяниста. Своеобразное сочетание арфы и домры, было продемонстрировано в сочинение еще одного молодого московского композитора Маргариты Врубель «Прогулка под листьями осенний сакуры». Надо отметить, что такое сочетание инструментов вызывает яркие ассоциации с японской культурой, чего видно и добивался автор. Следующее произведение с не поэтичным названием «Blop 52Hz» квартет для скрипки, виолончели, контрабаса и фортепиано посвящено синему киту-мутанту композитора Ирины Минаковой. И в завершении лекции прозвучал фрагмент симфонического вокализа «Крымские мечты» студента Санкт-Петербургской консерватории Александра Петрова. Эту «песню без слов» молодой автор посвятил заслуженному артисту России, дирижеру Георгию Клементьеву, под чьим руководством состоялась премьера.

Мария выступила, на сей раз, «рьяным противником» разного рода экспериментов в музыке, выступив в защиту традиций. Однако, стоит вспомнить, что еще совсем недавно, выступая на защите собственной дипломной работы, она вдохновлялась методом Веберна – одного из самых влиятельных экспериментаторов в мире музыки.

В ходе дискуссии студентами консерватории были высказаны пожелания познакомиться и с современной авангардной, экспериментальной музыкой. Нельзя отвергать традиции, но и от технического процесса не уйти.

Все ли произведения представленных на данной лекции композиторов лежат в русле традиций? Нельзя, конечно же, судить по одному музыкальному фрагменту (большинство произведений звучали фрагментарно, отрывками и публика не могла определить их общий содержательный концепт). Впрочем, конкретные оценки их творчеству поставит время.

 Ольга Литвинова, студентка IV курса кафедры теории и истории музыки

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi