.

Из архива. Фольклорист Сергей Старостин (г. Москва) в Астрахани. Аудио

 Радиопередача "Для души. Из архива звукозаписей" (Сергей Старостин). Хорошо ли мы знаем культуру наших предков, музыку и традиционное пение нашей страны прошлых столетий. Какие процессы сейчас актуальны в народном творчестве. Каковы ориентиры? Что думают по этому поводу современные специалисты в области этнологии? Ответы на эти вопросы вы сейчас узнаете, если послушаете авторскую программу Константина Гузенко.

Сценарный план (с расшифровкой интервью). 

Корр.: Сегодня мы будем слушать народную музыку, непростую, сложную, интересную… Недавно из Москвы я получил диск с народными песнями в исполнении Сергея Старостина (Звучит народная песня)

Далее рассказ о творчестве Сергея Старостина. Он – известный российский музыкант-фольклорист. Много внимания исследователь уделил изучению казачьей культуре и быту. Сергей Старостин с1987 года вёл радиопередачу о русской народной музыке, а в 1991 году стал ведущим телепередачи «Мировая деревня». Опыт Сергея Николаевича в качестве телеведущего был продолжен в конце 2000-х годов передачей «Странствия музыканта».

ILcqkTvEV1g Старостин

В Астрахани мы однажды встретились с ним на фестивале российского кино «Улыбнись, Россия»:

— Г. Я вспоминаю нашумевший в свое время на телевидении сериал «Мировая деревня». Каждое воскресенье он выходил в 9 часов утра, а потом куда-то, увы, исчез. В перечне создателей – Ваше имя, Вы там пели. Я выхватывал из эфира эти фильмы и записывал на видео. Вам спасибо за этот фильм, потому что это было искренне, чисто, честно. И эта та сермяжная правда, которую зачастую на телевидении сейчас не увидишь. А теперь – хотелось бы узнать, что за фильм Вы привезли в Астрахань?
-С. тот фильм, что мы привезли в Астрахань, называется «Сватовство». Это скорее всего деревенская мелодрама. С достаточно любопытным сюжетом. Впрочем, важнее не сюжет, а актерская работа. Интересно состояние, в которое ты погружаешься. Здесь исполнителей то немного – Игорь Зайченко и Ольга Лапшина. Два персонажа, между которыми разворачивается человеческая история.
Это фильм короткометражный и на мой взгляд – простой, правдивый, ироничный и самоироничный. И говорит о глубинах отношений между людьми. О любви между людьми.
-Г. Судя уже по первым кадрам – это село, это глубинка.
-С. Да, это крестьянская культура. Это практически один из первых моих опытов работы с музыкальным сопровождением фильма, в кино.
-Г. Таким образом, Вы как бы продолжаете достаточно старую традицию (я имею в виду Дмитрия Покровского, И. Мациевского), мне понятно, что за это берутся фольклористы и делаю то, что и должны делать: подлинное, а не «а ля рус». Это был и в какой-то степени и шок. Астраханцы услышали подлинную народную песню Рязанщины
-С. Спасибо. Насколько я знаю, в Астрахани есть несколько творческих коллективов, которые занимаются традициями края своего, и, по-моему, это очень хорошие коллективы. Другое дело, что трибуна, в частности массмедийная трибуна предоставляют место и свое пространство для звучания той же народной песни, рассказа о реалии, сути культуры, каких-то вещах потаенных. Либо это делается несколько формально или недостаточно интересно. А может быть, я думаю об этом, это знание о той культуре, что хранится в селах, деревнях. Может она и должна быть тайной? От поспешного взгляда, от незаинтересованного взгляда. Может быть ее и должны познавать только те, кому это по-настоящему интересно. А те кому не интересно – пускай и так будут.
-Г. И я, и Вы понимаем, что с этой сельской культурой происходят необратимые процессы. Происходит «американизация», благодаря телевидению, FM-диапазонам. И она губительна для фольклора. Впрочем, так говорят давно. И вроде как-то все сдерживается, но, как мне кажется, сельчане с трудом с ней справляются. Вот Вы ездили в фольклорные экспедиции, и что?
-С. Вообще, мир фольклорной экспедиции для меня открылся, если не соврать, в году 78-м. Впервые. И как раз в Рязанскую область, я впервые поехал просто помогать носить магнитофоны девочкам с теоретического отделения, которые были достаточно миниатюрными.
-Г. Да-да, это традиция всех вузов, после первого курса – экспедиция.
-С. Да, я не был музыковедом, я был духовиком. И просто помогал им носить магнитофоны. И буквально первая экспедиция произвела в моем сознании колоссальный переворот и совершенно по-другому посмотрел на этот мир. И прежде всего, как музыкант, готовя себя к профессиональной карьере, я вдруг понял, что существует совершенно другой параллельный мир музыкальный. Со своими законами, со своей мудростью, со своим мировоззрением, со своей моралью, со своей нравственностью. Мне таким он не представлялся до тех пор, пока я ним не познакомился.
-Г. Продолжим. Вы живете в Москве. Известно ли Вам о том, что кто-то собирается готовить программы типа «Мировая деревня» на телевидении? Я не говорю о программе «Играй, гармонь», которая стала, по-моему, больше коммерческим проектом. Ни в коем случае не осуждаю это и скажу больше, в Астрахани в свое время даже был «гармошечный бум» благодаря этой программе. Итак, будет или нет что-то подобное?
-С. В Москве сейчас много каналов, в том числе и кабельных. Они покупают время и на центральных каналах и ищут возможность создания передач, циклов, так или иначе касаемых традиционной культуры. Зачастую они носят характер скорее всего краеведческий и информационный. И даже не популяризаторский, а скорее всего информативный. Например, мол есть в России такое место, есть такой человек.
-Г. Кстати, сейчас считает время информативным, потому что люди должны прежде всего знать информацию. Возможно и так нужно, но ведь есть какие-то глубинные моменты и, порой, они в журналистике уходят на второй план.
-С. Пока в Москве такого просвета нет, чтобы дать какое-то время для осмысленной передачи, для цикла программ, в которых можно было порассуждать, посмотреть, что-то реконструировать, в какие-то вещи влезть поглубже, потратить на это чуть больше времени. Потому что вот это клиповое мышление последнего времени практически не оставляет нам времени смотреть неспешно, наблюдать за процессами в сознании традиционных людей. Хотя, как раз эти процессы очень интересны. Но они требуют времени для восприятия и, соответственно, фиксации.
-Г. И они вряд ли могут быть рейтинговыми.
— С. А почему, собственно говоря, телевидение должно выпускать только рейтинговые программы? Понятно – реклама, еще что-то. Но даже если канал независим, как «Культура», он эту тему игнорирует.
-Г. Может надо появиться какому-то человеку, который скажет – «сначала было слово» и «музыку создает народ»
-С. Да-да…
Корр.: (Ведущий прощается).
Примечание: В программе звучат народные песни, подлинные и в обработке.

К. Гузенко (аудио, текст). Эфир на Радио России-Астрахань 22 августа 2014 года. Фото — http://vk.com/wall-26462130_9091