.

Наталья Тарасова: наши жанры заставляют работать и сердце, и голову

  В областной газете «Волга» 17 января 2014 года опубликована статья М. Гурьяновой "Наталья Тарасова: наши жанры заставляют работать и сердце, и голову".

Красота, призванная, по определению Ф.М. Достоевского, спасти наш пока что «безумный, безумный, безумный» мир, с невероятным трудом преодолевает всяческие препоны. И прежде всего – в душе самого человека. А между тем представьте, как обеднел бы род людской, если не было бы, к примеру, классической музыки. Той, что создавалась гением великих композиторов, что неподвластна времени и моде. Но, чтобы под ее влиянием становиться чище, добрее, одухотвореннее, наконец, счастливее, следует учиться понимать, что есть подлинная красота. Не та, что рождается на современных «фабриках звезд». Об этом состоялась моя беседа с художественным руководителем Астраханской государственной филармонии, народной артисткой России Н.К. Тарасовой.

– Наталья Кимовна, чем, на ваш взгляд, определяется миссия филармонической деятельности?
– Основная функция филармонии – просветительская. Мы должны нести слушателям высокое искусство, академическое. Всяческими шоу пусть занимаются другие учреждения. Наши жанры заставляют работать и сердце, и голову. Если мы не будем просвещать, то потеряем еще одно поколение.
– Так и случилось в девяностые годы, когда в результате пожара, погубившего зрительный зал, филармония более чем на десятилетие превратилась в место торжища.
– И неизвестно, сколько еще лет это здание стояло бы неприкаянным, если бы не знаменательный юбилей города. К 450–летию Астрахани его реставрировали.
– И астраханцы получили великолепный подарок. Сейчас зрительный зал и все остальное радует глаз, создает ощущение комфорта. Что же касается творческих коллективов, в полной ли мере осуществились их чаяния?
– Нет. По–прежнему не хватает репетиционных площадей. Коллективы у нас большие. Взять оркестр народных инструментов или эстрадно–джазовый. Вместо положенных на каждого музыканта по санитарным нормам 4 квадратных метров приходится едва по метру. Душно, гулко, звук давит. И еще. Довольно часто под различные мероприятия у нас арендуются гримерки и другие служебные помещения. Проводить репетиции в такие дни договариваемся в консерватории. Так что со стороны двора филармонии нам очень нужен еще один пристрой.
С этим же связано и решение проблемы открытия новых творческих коллективов. Еще мой предшественник В.В. Базов мечтал повысить в статусе наш камерный оркестр, усилив «струнников» «духовиками», тем самым преобразив его в симфонический, что позволило бы значительно расширить репертуар. Хотелось бы довести до оптимального количества и численность нашего хора.
– Искусство, как и науку, по большому счету, продвигают энтузиасты. Земной поклон астраханским филармонистам, сохранившим творческий потенциал даже в прежних условиях крайнего дискомфорта. А как сегодня складывается ситуация в творческих коллективах филармонии?
– Жизнь не стоит на месте. У нас много изменений. Наш прежний мужской хор стал смешанным, хотя и тот коллектив был неплох, но репертуар был довольно узок и специфичен – военная, патриотическая, духовная музыка. Когда же в состав влилась женская группа, музыкальный спектр значительно расширился, обогатился новыми красками. Нынче хор очень востребован. На фестивале хоров в Беларуси он стал лауреатом.
Заслуженным успехом пользуются и другие коллективы. Стал лауреатом международного конкурса эстрадно–джазовой музыки в Ставрополе и в Казахстане наш джаз–бенд. Оркестр народных инструментов им. В.М. Махова ездил в Москву для участия в телевизионной программе «Романтика романса». От его профессиональной подготовленности были в восторге на российском фестивале композитора Андрея Петрова. Отпраздновали 20–летний юбилей квартета «Скиф» (бессменный руководитель Александр Мостыканов), популярность которого просто зашкаливает, и не только в нашем регионе. Полюбился астраханцам ансамбль «Душа и сердце» под руководством Юрия Эльперина. Для публики всех возрастов готовит интересные музыкально–литературные программы актер Сергей Кичигин. Наконец, исполнилась его мечта – создать свой монотеатр.
– Астраханцы знают, сколько в творческом коллективе филармонии талантливых исполнителей, многие уже заслуженные артисты России. На протяжении долгих лет неизменна любовь слушателей к музыковедам – Надежде Дорофеевой и Юлии Скрипченковой. Овациями встречают солистов: Бориса Ванюшкина, Ольгу Бочкареву, Татьяну Важорову. Между тем заядлые театралы примечают, что на филармоническом небосклоне вспыхивают новые звездочки.
– Прилив молодых сил особенно радует. Пришли выпускники нашей консерватории, – энергичные, по–хорошему амбициозные. Так, питомица мэтров С.Е. Комякова и Л.П. Власенко Татьяна Рекичинская подхватила их эстафету и возглавила хор. Елена Серединцева «унаследовала» дирижерство оркестром народных инструментов. Появились два новых музыковеда – сестры Ангелина и Мария Голованевы.
Наша эстрада пополнилась солистами. Среди инструменталистов – пианист Илья Михайлов, баянист Руслан Грачев, балалаечник Леонид Бутаков, а Шамеитдин Мирзоев играет на кларнете, саксофоне и дудуке. Успешно зарекомендовали себя вокалисты: Николай Баженов, Максим Щербицкй, Регина Валиева, Анна Забелина, Ольга Воинова, Александр Тюпа. Очень перспективен Михаил Гейфман. Он еще учится в колледже культуры, но уже стал лауреатом джазового конкурса в Ростове – играет на губной гармошке.
– Стремясь приобщить людей к высокому искусству, коллективы филармонии все чаще покидают родные стены ради творческих встреч с разными категориями слушателей. Где только не доводилось их встречать…
– У нас установлено прочное сотрудничество со многими учреждениями культуры города. В совместных проектах активно участвуют детские музыкальные школы, консерватория, колледжи музыкальный и культуры, историко–архитектурный музей–заповедник и его филиалы, библиотека им. Н.К. Крупской, художественное училище, картинная галерея им. П.М. Догадина.
Регулярно выезжаем в районы. Практически все наши коллективы неоднократно побывали в области. К сожалению, не всегда мы находим понимание со стороны местных властей. Затрачивается большой технический, материальный и человеческий ресурс. А приехали – в холодном зале с десяток слушателей. Но положение, к счастью, меняется к лучшему.
– Как не поражаться такой беззаветной преданности музыкальному искусству. И при этом ни для кого не секрет – совершенно неадекватная оценка в материальном плане. Но только ли технические и финансовые затруднения заботят вас, Наталья Кимовна, как художественного руководителя?
– От нас постоянно требуют все новых программ без учета нашей специфики. Над каждой программой наши артисты работают, без преувеличения, на износ. Но вот дали одно представление, и нам: «Довольно. Готовьте следующую». Я же потом слышу со стороны: «Как жаль, что пропустила этот концерт. А разве еще не будет?» Можно ли городу с полумиллионным населением предлагать такое обилие, которое он не способен «переварить»?
Я настаиваю, у нас академическое направление в искусстве, своя специфика. Мне довелось поработать в разных городах. И нигде концертные залы не набиты битком, разве что на выступлениях выдающихся исполнителей.
Как–то прочитала высказывание председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина: «Не надо вмешиваться в творческий процесс. Ему надо создавать условия». Как часто натыкаемся мы на субъективное мнение. Но ведь у нас высококлассные профессионалы (три четверти из 120 имеют консерваторское образование), решения принимает художественный совет. А к нам приходят с проверкой. Нет чтобы поддержать, похвалить. Артисты – люди душевно тонкие, легко ранимые. Если уж в материальном плане не оценены по достоинству, то хотя бы доброе слово услышали.
– По инерции мы называем Астрахань музыкальным городом. По совести, считать ее таковой можно, пожалуй, с натяжкой.
– Я бы не совсем с этим согласилась. У нас консерватория, музыкальный колледж, театр оперы и балета, филармония, детские музыкальные школы и школы искусств. Другое дело, что музыкальное образование населения в целом не на должной высоте. Здесь еще воспитывать и воспитывать. Подчеркиваю, подлинное искусство надо буквально навязывать.
– И начинать, конечно, с детства?
– Несомненно, если не будем привлекать слушателя в юные годы, взрослым он к нам не придет. Мы взяли в штат филармонии педагога Аллу Покусаеву. Выпускница Астраханской консерватории, она целый год, работая без копейки, отбирала по музыкальным школам одаренных детей, писала с мужем (тоже музыкант) инструментовки, готовила репертуар, репетировала. И вот создан достаточно профессиональный квартет. В репертуаре – классика в переложении на народные инструменты. Скоро ребята выйдут на большую сцену с концертом.
При содействии министерства культуры области у нас создана «детская филармония» с участием многих музыкальных школ. В концертах наряду с юными исполнителями задействованы почти все наши профессионалы. Отрадно наблюдать, с каким вниманием дети в зале слушают игру своих сверстников, даже записывают на видео. Как заметно нынешние отличаются от ребят 90–х годов, те на концертах классической музыки вели себя очень недисциплинированно.
– Однажды Владислав Вячеславович Базов рассказывал мне, что в Испании, чтобы привить широким слоям населения хороший вкус, раздали водителям общественного транспорта кассеты с классической музыкой. Постепенно привыкли и даже полюбили. Теперь концертные залы заполняются под завязку. Туда на гастроли стали охотно ездить самые известные оркестры мира. Нам бы перенять опыт.
– Мечты, мечты…

f8a458e18503c86603dc02339a944feb_XL - копия (2)

Источник и фото: http://1volga.ru/culture/item/277-natalya-tarasova-nashi-zhanry-zastavlyayut-rabotat-i-serdtse-i-golovu.html

В рубриках: События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi