МАНДЖИЕВ 

Аркадий Наминович

Аркадий Манджиев родился 14 декабря 1961 года в пос. Комсомольский Республики Калмыкия. Музыкальную школу закончил по классу баяна.
Композиторский талант Аркадия проявился еще в годы учебы на отделении народных инструментов Элистинского музыкального училища, в классе заслуженного работника культуры Калмыкии А.Б.Виноградова. Дипломной работой явилось первое сочинение крупной формы «Степные узоры» для оркестра калмыцких народных инструментов. По окончании училища в 1981 году Аркадий поступает на дирижерско-хоровое отделение Астраханской консерватории, где он продолжает занятия композицией, под руководством председателя Астраханского отделения Союза композиторов России А.И. Блинова. Александр Иванович, видя несомненный талант молодого студента советует ему серьезно заняться композицией и в 1983 году Аркадий поступает сразу на второй курс композиторского отделения Казанской государственной консерватории, в класс засл. деятеля искусств Татарстана А.Б. Луппова.
Годы учебы в консерватории стали самыми значительными для становления его как композитора. Здесь он приобретает знания, необходимые для более полного раскрытия природного дарования. В студенческие годы им написаны: «Детский альбом» (1982) и «Фантазия» (1982) для фортепиано, струнный квартет (1983), вокальный цикл на стихи Д. Кугультинова «Цитаты» (1983), Концерт для флейты с оркестром (1986), Кончерто гроссо (1987), песни на стихи В. Шуграевой, М. Нармаева, обработки калмыцких народных песен для хора.
В 1984–1986 гг. А.Н. Манджиев проходит службу в рядах Советской Армии в Мурманской области. Под впечатлением сурового климата этого края ассоциировавшийся у композитора со страной Лапландией, появилась идея создания произведения на сюжет сказки «Снежная королева», которая воплотилась в жанре мюзикла. Дипломной работой по окончании консерватории (1989) явились мюзикл «Снежная королева» и Первая симфония. Симфония была исполнена в 1988 году в г.Элисте Симфоническим оркестром Кабардино-Балкарской филармонии под упр. засл. деятеля Кабардино-Балкарии Б. Темирканова.
После окончания консерватории А.Н. Манджиев организовывает при Калмыцкой филармонии рок-группу «Калмыкия», где является не только руководителем, но и автором и исполнителем песен. В эти годы он ближе знакомится с поэтессой Верой Шуграевой, на стихи которой им ужу было написано ранее несколько песен. Результатом этого сотрудничества стало создание для Калмыцкого драматического театра рок-оперы «Нис, керм» («Лети, корабль») на сюжет Д. Дефо «Робинзон Крузо».
1991 год, год празднования 550-летия героического эпоса «Джангар», открывает для композитора очередную страницу творчества. Он обращается к новому для него жанру – жанру калмыцкой национальной музыки. По заказу Калмыцкого государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан» А. Манджиев пишет вокально-хореографическую сюиту «Песнь о народе» по мотивам эпоса «Джангар», а также музыку к танцам: «Ур Сар», «Танец ойратских девушек», «Подарки», «Танец воинов-калмыков участников войны 1812 года», «Вечер в Дацане», «Ойратский стан». В этом жанре композитор, не используя ни одной цитаты, написал музыку, которая в основе своей национальна, в то же время, он сумел обогатить ее новыми красками, тем самым значительно продвинуть вперед развитие калмыцкой национальной профессиональной музыки. Позже он пишет музыку к танцам ансамбля «Ойраты»: «Поклонение Солнцу» и «Танец лам».
В 1991 году А.Манджиев работает над программой ойрат-калмыцкого ансамбля «Шива». Ансамбль «Шива» был задуман как синтетический коллектив, который вбирает в себя различные стили, и перед Аркадием была поставлена задача написания азиатской музыки в стиле фолк-модерн, и с этой задачей он с успехом справился. Музыка к хореографическим постановкам «Заклинание огня», «Богиня Зеленая Тара», «Танец Шивы-Натараджи» стала новым словом в калмыцком музыкальном искусстве.
С 1990 года А. Манджиев начал сотрудничество с известным балетмейстером, заслуженным деятелем искусства Республики Тува, лауреатом Государственной премии Республики Тува Вячеславом Донгаком. Первая их совместная работа – ламаисткая мистерия «Цам», ставшая самым интересным театрализованным представлением юбилейных торжеств «550-летия «Джангар», – стала началом многолетнего, плодотворного сотрудничества. «Цам», «Богиня Зеленая Тара», «Наездники», «Мингн байр», мюзикл «Девушка, прекрасная как птица» составляют в настоящее время не только значимую часть репертуара ведущих художественных коллективов республики, но и во многом определило их дальнейшую стилистическую направленность.
Своеобразным творческим итогом трехлетней работы после окончания консерватории стали Авторские концерты А. Манджиева, которые состоялись 15 и 16 сентября 1992 года. Многогранность композиторского таланта Аркадия Наминовича наглядно отражает не только название авторских вечеров – «От рока до симфонии», но и многообразие творческих коллективов в жанровом отношении, участвовавших концертах: это и Волгоградский симфонический оркестр, исполнивший Первую и Вторую симфонии композитора; Национальный оркестр Калмыкии – концертные пьесы «Богиня Зеленая Тара», «Автопортрет»; Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан»; Государственный фольклорный театр танца «Ойраты», ойрат-калмыцкий ансамбль «Шива»; а также рок-группа «Калмыкия» и ведущие солисты республики.– 1994 гг. по приглашению Тувинской Государственной филармонии А. Манджиев работает над программой Национального ансамбля «Саяны», посвященной 25-летию коллектива, а также пишет и аранжирует песни для шоу-группы «Аян». Музыка, написанная им в Туве получила высокую оценку в республике, а аранжировки шоу-группы «Аян» были признаны одними из лучших на Международном конкурсе популярной музыки и песни «Голос Азии» (Казахстан, г. Алма-Ата)
Вторая половина 90-х годов ознаменовалась для А. Манджиева новыми премьерами произведений крупной формы: Третья симфония, исполненная Национальным оркестром Калмыкии; музыка к спектаклю «По велению вечного неба», поставленный Национальным музыкально-драматическим театром; балет «Лотос» ансамбля «Тюльпан» и, наконец, мюзикл «Девушка, прекрасная как птица», который в сценической интерпретации Муниципального молодежного театра эстрады стал наиболее ярким представлением культурной программы XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Мюзикл не только сразу же завоевал любовь и симпатию зрителей, участников, гостей Олимпиады, но и стал значительной вехой в творчестве композитора.
Вокальные сочинения занимают значительное место в творчестве композитора Аркадия Манджиева. Является автором государственного гимна Калмыкии.
Им написано более 100 песен, многие из которых настолько популярны, что стали как бы народными, например, песня «Иньг мини». Но, строго говоря, не все его песни можно причислить в жанру собственно песен с его куплетной формой и его запевно-припевной структурой. Песни, написанные для группы «Калмыкия»: «Бичя уль», «Ногала», «Хальмг куукн», «Цаган цасн», «Куряд ирич», «Занда», «Сибирская баллада» имеют ярко выраженный вариационный характер с элементами импровизационности и имеют скорее форму 2-х, 3-х частных произведений иногда с рефреном вместо припева (в настоящем сборнике обозначаются как припев). Исполнения этих песен не только достаточного вокального мастерства, но и владения навыками импровизации в рамках заданного мелодического рисунка песни. Группа «Калмыкия», исполняющая эти песни, соответствует названию рок-группа, так как репертуар и способ подачи произведений полностью совпадает со стилистикой данного жанра. Отличительной же чертой группы «Калмыкия» является мелос, его можно назвать той стержневой основой, которая делает  программу группы цельной в композиционном плане «Занде», где в инструментальном вступлении используется мотив первой фразы известной калмыцкой народной песни-танца «Шарка-Барка», изложенной в виде мелодической фигурации своеобразно аранжированных.
В произведениях, написанных А.Манджиевым, с тиле калмыцкой национальной песни композитор мастерски применяет структурные и мелодические особенности народной песни, как, например, пунктирный ритм, опевание квинтового тона в первой фразе и субкварта в начале второй и третьей фраз свойственный домбровыми песнями нашли своеобразное отражение в песне «Кеемя». Также как и народные домбровые песни она имеет четко выраженную структуру a+b+b. В шуточной песне «Кургн» аккомпанемент и сама мелодия напоминает наигрыши саратовской гармоники.
Мелодика лирических песен данного поджанра: «Иньг мини», «Цаг сеглятя», «Ээж» не придерживается каких-то канонов народного песнопения, однако их внутриладовая интонациональность отражает истинную сущность калмыцкой песни, а расширение рамок мелодического развития позволяет говорить о дальнейшем развитии жанра калмыцкой национальной песни в творчестве Аркадия Манджиева.
Особое место в вокальном творчестве композитора занимают песни гимнического склада. Одну из них – «Мини Торскн», можно считать подлинным гимном Родине, родной степи, а мелодия и текст песни вызывает особые чувства в сердце каждого калмыка.
Среди сочинений можно выделить 3 симфонии, струнный квартет, 2 балета, соната для скрипки соло, 4 мюзикла, вокальные циклы к художественным фильмам.
С 2003 по 2005 годы работал министром культуры Республики Калмыкия.
Нельзя говорить о его творчестве и не поражаться той мощью композиторского таланта, которым наделен А.Н.Манджиев, его неистощимым мелодизмом, мастерством владения композиторского технике буквально во всех жанрах.
Аркадий Манджиев – зрелый мастер, творчество которого стало неотъемлемой частью «золотого фонда культуры» Республики Калмыкия.