.

Блинов Александр Иванович

Александр Иванович Блинов (1945-2006)

Александр Иванович Блинов  «Духовные песнопения»

Фрагмент авторского концерта. Хор студентов Астраханской государственной консерватории (Дирижер – засл. арт. России Сергей Евгеньевич Комяков). Запись 2001 года. г. Астрахань. Автор – К.В. Гузенко

 

Биография и творчество

Особая нужна отмеченность,

Чтоб жить без маски и личины

 И пить зарю с ладоней вечности…

И.Богатов (А. Блинов)

«Поэтоны» – это оригинальное музыкально-поэтическое название выбрал для своих стихов Александр Блинов. В 1998-1999 гг. астраханское издательство «ЦНТЭП» выпустило его сборники «Бивни судьбы» и «Поэтоны». Иван Богатов – имя, которое напечатано на обложках, – творческий псевдоним автора, поэтический двойник музыканта и педагога, композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича, преподавателя (с 1994 г. – доцента) кафедры музыковедения Астраханской государственной консерватории Александра Ивановича Блинова (1945 – 2006).

А.И. Блинов родился в Казани. Музыкой он начал заниматься с 14 лет (в хоре мальчиков при ДМШ №1), уже к этому времени относятся его начальные сочинения для хора, фортепиано, инструментальных ансамблей. Первым учителем стал брат – композитор Лоренс Блинов (он был первым музыкантом в этой семье: их родители музыкой не занимались). В Казанском музыкальном училище А.Блинов обучался композиции у заслуженного деятеля искусств Ю.В. Виноградова. Здесь были написаны более самостоятельные и оригинальные произведения: соната для скрипки и фортепиано, хоры, романсы, фортепианные циклы. Важным событием в жизни музыканта стал в 1963 году первый авторский вечер (совместно с Л.Блиновым) в малом зале Казанской консерватории. В 1972 году Блинов экстерном окончил этот ВУЗ по классу композиции у профессоров А.С. Лемана и А.Б. Луппова. Его дипломным сочинением стала партитура Концерта-симфонии для скрипки с оркестром. В том же году Блинов начал преподавать в Астраханской консерватории на кафедре теории и истории музыки, параллельно заканчивая ассистентуру-стажировку на кафедре композиции Казанской консерватории (класс А.Б. Луппова). В 1975 году он был принят в Союз композиторов, а в 1991 – возглавил Астраханское отделение Союза композиторов России. Блинов стал одним из организаторов и участников российских фестивалей «Астраханские вечера современной музыки», которые в настоящее время приобрели статус международных. Это было время творческих исканий, порывов и озарений. Успехи авторских вечеров в Казани и Астрахани, выступления во Всесоюзном доме композиторов, на пленумах в Волгограде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Красноярске, Ижевске, Нижнем Новгороде и других городах, музыкально-просветительская деятельность на радио, в печати, перед различной слушательской аудиторией сочеталась с лекциями по полифонии, гармонии, занятиями по чтению симфонических партитур и инструментовке со студентами Астраханской консерватории. Как композитор Блинов подготовил и провел 15 авторских концертов. Но более всего ему было интересно неформальное общение с молодежью разных музыкальных специальностей (факультет композиции в Астраханской консерватории открылся только после смерти А. Блинова). А.Рындин (его ученик, председатель Правления Астраханской региональной организации «Союз композиторов») вспоминал, что на факультативных занятиях по композиции он просто, не рисуясь, говорил о месте и роли композитора в этом мире, роли творца, ответственного за все, что написал, потому что музыку будут слушать люди: «Его феноменальная осведомленность в мире музыки поражала. А как он знал симфонический оркестр! <…> Блинов не стеснялся анализировать свою собственную музыку – не по-музыковедчески, а по-композиторски. Все было предельно ясно, конкретно, если говорить о технологии. А музыку и не надо изучать, как химию. Ее надо слушать, слушать и чувствовать! (курсив – А.Р.) Золотые слова!» (1, 58). В творчестве Блинова, композитора подчеркнуто элитарного, рафинированного, преобладают камерно-инструментальные и вокальные жанры. Среди них «Свадебные песни» на народные тексты, «Бессонница» на стихи М. Цветаевой, «Полуденные письмена» на стихи М. Траата, «Рассказы из “Новой азбуки” Л. Толстого», музыка к спектаклям Астраханского драматического театра, циклы для фортепиано «Диатоническая сюита», «Детям», «Семь страниц из пьесы Мольера “Мещанин во дворянстве”», «Реквием» для шести виолончелей, рояля и ударных. В действительности же «микрокосмос» его сочинений очень велик, поскольку как художник Блинов в своих произведениях поднимает значительные темы. Актуальность проблем духовного возрождения нации наполняет его «Валаамские скиты и росписи», высокий нравственный потенциал России отражает «Маленький русский диптих», стремление возродить некоторые старинные отечественные музыкальные традиции просматривается в особенно удачном позднем опусе «Духовные песнопения». В жанре фортепианной музыки выделяются четыре сонаты (две из них были представлены на пленумах в Доме композиторов в Москве) и сюиты. Особое место занимают opus'ы для детей, среди которых  «Калейдоскопические картинки» и цикл «Детям». Неизменным исполнителем фортепианных сочинений А.И. Блинова является его супруга, талантливая пианистка профессор кафедры специального фортепиано Елена Степановна Винокурова. В библиотечном фонде АГК хранятся его транскрипции многих известных фортепианных произведений. «Вальсы» Шуберта (ор. 18а), «Детские сцены» Шумана, «Лирические пьесы» Грига (ор.43), «Прелюдии» Дебюсси, «Багатели» и «Микрокосмос» Бартока, «Пастели» Гречанинова, «Мимолетности» и «Сказки старой бабушки» Прокофьева, «Прелюдии» Шостаковича (ор. 34) переведены им в партитуры для камерного оркестра. В партитуре его «Симфонических эстампов», произведении достойном композиторской премии имени Шостаковича, отчетливо заметны «следы» эталонной классики. Видимо, разговоры об этом отразились в последнем интервью Блинова: «Мне нравится еще такое выражение: музыка твоя похожа на того-то,  того-то <…>, но есть и другое выражение: плохо, когда вообще музыка ни на кого не похожа! Вот это самое ужасное. Так что там и Бородин, и Мусоргский у меня присутствовали. Ну, и слава Богу. Как дань уважения к  ним» (2, 43). Композитор ХХ века Блинов стремился воссоздать свое время как современный художник. Язык диссонансов, новые звукоизвлечения, алеаторическая форма «прорываются» в большинстве его сочинений. Таковы камерно-вокальная симфония «Озвученные строфы» на стихи В.Хлебникова, «Светотени» («Кубическая мозаика») для органа, «Вобипроста вчеретыпу» для чтеца фортепиано и ударных, «Криптограмма» для тромбона, баса, гитары и фортепиано. Мир музыки Блинова, почти всегда непростой, обладающий особым магнетизмом, не оставляет равнодушным: принимают его или нет, но он определенно волнует. Очень симптоматично прозвучало на мемориальном концерте, проходившем 12 мая 2007 года в Большом зале Астраханской консерватории, выступление Ю.П. Гонцова: «Любимым выражением Саши была фраза Достоевского – то, что легко и быстро воспринимается, то не совсем прочно. И вот нынешние тенденции, я считаю, что именно по растлению наших людей, особенно молодых, которые навязываются средствами  массовой информации, это стремление к развлекательности, стремление к облегченности, заставляет людей искусства идти на заигрывание с публикой, чтобы не остаться без своих слушателей. Наше почти тридцатилетнее общение с Блиновым во многом дало вот этот заряд честного и бескомпромиссного отношения к своему делу» (3, 59). Творчество Блинова не ограничено музыкальными сочинениями, он обладал и поэтическим даром. Блинов являлся участником первого областного фестиваля поэзии. Он один из авторов сборника «Подснежники Парнаса», изданного по итогам этого фестиваля. В стихах последнего сборника «Поэтоны» перед нами предстает искренняя личность, мучимая поиском осмысления окружающего мира: Что спрятано в веках? Какие взоры бросал на небо прадед древний? Какие мысленно укоры гвоздил богам в печали гневной? Тема поэта, творца – одна из характерных для его поэзии. Поиск внутренней гармонии и собственного осмысления отражен в стихах «Старая гравюра», «Поэт ли я?» и в своеобразной молитве «Прости, о Господи!». Поэзией осенней природы наполнены стихи «Осенний день был так душист», «Летний сад. Сгребают листья», «Ночь», «Памяти Бориса Пастернака». Музыка Глинки, Чайковского и Рахманинова невольно вспоминается при чтении строк «Не требуй песен от певца», «Ни слова!». В посвящении «Пэру Оранту, моей собаке» узнаются есенинские истоки. Его не устраивала фальшь и проза быта 80-х, это «болото», в которое он постепенно погружался: Куда сбежать от диалектики, От философии и ада? Когда, трясясь, как эпилептики, Мы жизнь трясем в звучанье мата. Уходим в ночь, в себя и в правду, Все больше радуясь качелям Тех мировых весов… Как образ ожившего современного Гамлета воспринимается его портрет в стихах: Курю. Смотрю в окно на гаражи, На сквер, на проходящих, И вспоминаю тех, кто жив, Но мертвых вспоминаю чаще. Какие там у них проблемы? Какими видят нас оттуда? И остро ли звучит дилемма: Иль Бог, иль встретиться с Иудой? Поиск глубокого обобщения побуждает Александра Блинова часто обращаться к лаконизму, свойственному так любимой им восточной поэзии. Цикл «Белые зарисовки», например, открывается афористичным двустишием: Такой еще звонкий вчера осенний лист пахнет вечностью. Увлеченность японской поэзией проявляется и в стихотворном цикле «Пять акварелей»: Так одиноко, Словно затерялся в пустыне оазис любви – мираж… Уже в пути мой друг, но вот успеет ли прочесть он выраженье глаз моих? Из многих важных для себя поэтов и композиторов Александр Блинов выделяет для себя Бориса Пастернака и Сергея Прокофьева. Светлое мироощущение, радостное здоровье внутреннего равновесия – дар, которым наделены были эти корифеи муз, редкий для человека творческого. К такому светлому началу естественно стремление души художника, чаще склонного к сумрачности, сложным психологическим темам. Именно об этом говорят поэтические произведения Блинова, а также выбор им стихов для своих вокальных произведений. Это поэзия Рильке в Диптихе для голоса с фортепиано, Цветаевой в вокальном цикле для голоса, флейты, виолончели и фортепиано, лирика Трата в «Современной колыбельной», стихи японского поэта Басё в вокальном цикле «Соломенный плащ обезьяны». Лучшими в его жизни и творчестве были 70-80-е годы. В непростые 90-е, когда изменилась жизнь страны и всего народа, он как-то потерялся. Время нынче такое, Что не до смеха. Падая годы стынут Звуками дальнего эха. Видно не без причины Ранние нынче закаты. *** Спешат. Спешат куда-то люди. Я не спешу. Куда мне гнать Мою ладью с неясным стягом? Но творчество по-прежнему притягивало, возможно, уже больше поэтическое: Мир – оголтелая пустошь Страшных фантазий По. Льдинками сыплет ночь Гроздья воспоминаний. И снова бумага манит Испробовать рифмы вино… И образы, появляющиеся в стихах, делаются все страшней: Ну  такая боль. Ну такая грусть. Может не сорвусь, если есть где Бог? Может не запью, матом не накроюсь? *** Шарить в белье или душах открытых – Как взрезать вены. Наотмашь!   «Блинов был личностью незаурядной, оригинальной (на грани фола)» (А.Рындин), и одновременно очень прост в общении: его приветливую улыбку помнят все, кто был знаком с Александром Ивановичем. Такая щедрость, как была у него, присуща немногим: Блинов отдавал почти всех своих учеников по композиции «из рук в руки» коллегам в Петербургскую и Московскую консерватории. Как всякий художник он нуждался во внимании. Помню, на заседаниях кафедры Блинов не раз критически замечал, что астраханские теоретики, как правило, изучают уже ставшие классикой произведения, а новыми сочинениями не занимаются. Позже он открыто вопрошал: «Когда наши музыковеды напишут об астраханских композиторах?» А ведь его произведения исполнялись уже и за границей! Конечно, после каждого из авторских концертов в местной печати периодически появлялись рецензии его коллег. Была и моя публикация, но о поэзии Блинова (после неожиданного подарка в виде авторских сборников стихов). Александр Иванович принял газету со статьей благожелательно: «Хорошо! Все верно! Но как мало!!!» При жизни Блинова наиболее значительными и важными для него событиями стали награждение  премией имени Д.Д. Шостаковича (1994) и посвященная его творчеству, выполненная под научным руководством А.Г. Бабаян, дипломная работа Н.Кабановой «Линеарность как основа композиторского мышления А.Блинова» (4). Нужно было видеть его радостную гордость во время этой защиты в июне 1982 года. Он умер рано, но на портрете работы астраханского художника Виктора Юшина Александр Блинов остался восторженным молодым человеком, устремленным в романтические мечты. Композитор и поэт он не раз мог бы подписаться под этим изображением своими стихами: Преходяще все: блужданья, моды. Бесконечны поиск нот и слова, Тех, что возвышают душу, Тех, что святы в красках новолунья. Сединой отмеченный, как лунь, я Отвергаю все, что сердце сушит.   Примечания 1.Рындин А. Александр Блинов: Postckriptum // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 3. – 2007. – Январь – июнь. 2.Гузенко К. «Музыку надо чувствовать!»: последнее интервью Александра Блинова // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2 – 2006. – Апрель – ноябрь. 3.Хрущева М. Концерт памяти Александра Блинова // Там же. 4.Рукопись работы хранится в библиотечном фонде Астраханской консерватории.  

С.Севастьянова

 кандидат искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки


ххх

  Александр Иванович Блинов   Родился 14 мая 1945 года в Казани. Музыкой начал заниматься с четырнадцати лет в хоре мальчиков при музыкальной школе № 1. В 1961 году поступил в Казанское музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение. Первыми учителями по композиции были Л.АБлинов (брат Александра Ивановича) и доцент Казанской государственной консерватории Ю.В, Виноградов. За годы учебы в училище написаны Хоры на стихи МЮ.Лермонтова, Соната для скрипки и фортепиано, кантата «Буревестник» на слова М.Горького, ряд фортепианных пьес, выполнены обработки народных песен и т.д. Часть из них была исполнена в совместном концерте братьев Блиновых, состоявшемся в малом зале Казанской консерватории. После окончания училища (1968) обучался в Казанской государственной консерватории, которую закончил экстерном с отличием в 1972. Его педагогами по композиции были профессора А.С.Леман и А.Б.Луппов, по классу оркестровки – Н.Г.Жиганов. Результатом работы молодого композитора в студенческие годы стали произведения разных жанров: Концерт-симфония для скрипки и оркестра, Струнный квартет, вокальные и фортепианные циклы и др. сочинения. Будучи студентом А.И. Блинов участвовал в работе Второго пленума Союза композиторов Татарии (ноябрь 1971), в концертах которою исполнялась «Диатоническая сюита» для фортепиано. С 1972 года композитор живет и работает в Астрахани. В Астраханской государственной консерватории он ведет классы оркестровки, полифонии и композиции (факультатив). У него обучались или консультировались члены СК России А. Абдуллаева, Д.Манджиев, В. Чернявский, А. Рындин и др. Произведения А.И. Блинова исполнялись в многочисленных авторских вечерах, состоявшихся в Астрахани и Казани, на пленумах и съездах Союза композиторов России в Москве, Волгограде, Воронеже, на фестивалях «Астраханские вечера современной камерной музыки». С успехом звучали его сочинения за рубежом в Германии (Клингенталь), Польше (Варшава) и т.д. В Союзе композиторов СССР — с 1975 года. Будучи членом Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества при СК России (1988-1998} А.И.Блинов провел более 100 творческих встреч в разных городах страны: в Ростове, Красноярске, Великих Луках, Ижевске, Самаре, Челябинске, Нижнем Новгороде, Павлове и др. Неоднократно композитор выстутпал в астраханской прессе и на телевидении, участвовал в обсуждении фестивалей «Московская осень» и т.п. Его творчество получила широкий отклик в центральных и областных средствах массовой информации. В 1994 году АИ.Блинов был удостоен звания лауреата премии им. Д.Д.Шостаковича. Кроме композиции музыкант серьезное внимание уделяет поэзии: под псевдонимом Иван Богатов он опубликовал сборники собственных стихов «Полиладовые стихотворения», «Бивни судьбы», «Поэтоны», «В поисках истины».  

Основные произведения. 

Произведения для оркестра Музыка к спектаклям «Астраханского драматического театра им. С.М.Кирова. Концерт-симфония для скрипки и оркестра. Концерт для камерного оркестра. Симфония-постлюдия для симфонического оркестра. «Симфонические эстампы». Концерт для оркестра русских народных инструментов. «Духовные песнопения». Концерт для смешанного хора, чтеца и колоколов. «Озвученные строфы». Камерно-вокальная симфония на стихи В. Хлебникова для тенора, флейты, ударных и фортепиано. Произведения для фортепиано Четыре сонаты, шесть циклов, «Семь страниц из пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве" для 2-х фортепиано. Произведения для смешанных ансамблей Реквием для шести виолончелей, фортепиано и ударных. Соната в пяти главах с прологом и эпилогом для камерного ансамбля. «Валаамские скиты и росписи» для органа, флейты и виолончели. «Криптограмма в семи измерениях» для тромбона, фортепиано и бас-гитары. «Музыка скифов» для квартета русских инструментов. Соната для виолончели и фортепиано. Соната для альта и фортепиано. Две сонаты для скрипки и фортепиано. Соната для альта и виолончели. Соната для кларнета и виолончели. Соната для контрабаса соло. Три струнных квартета. Произведения для духовых инструментов соло Соната-монолог для гобоя. Соната для фагота. Соната для кларнета. «Звуки осенней поэзии» для тромбона соло. Соната-диптих для флейты соло Произведения для органа Симфония «Светотени» («Кубическая мозаика»). «Музыка сфер». Произведения для баяна Соната «Для баяна». «Piccolo improvizato». Вокальные произведения 5 вокальных циклов . «Бессонница». Вокальный цикл на стихи М. Цветаевой для голоса, флейты, виолончели и фортепиано. Отдельные пьесы, романсы, хоры. 

Примечание: Готовится полный перечень произведений А.И. Блинова