.

Анатолий Антонович Бочкарёв

  Это имя на слуху многих астраханцев. Талантливый и самобытный композитор, член Астраханского отделения Союза композиторов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Но этому человеку куда важнее официальных званий общественное признание, — об этом пишет корреспондент газеты "Волга" М. Гурьянова. (http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=63629).  Безраздельно посвятив своё музыкальное дарование песне, автор стал поистине народным композитором. Именно глубина народных истоков ощущается и в текстовой тематике, и в мелодике песен Бочкарёва. А потому его песни с удовольствием исполняют не только самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы, но сплошь и рядом они становятся застольными.

Приехал как-то Анатолий Антонович к своему другу Юрию Сафонцеву в село Тишково. Вечером заглянули в клуб, где собрались участники художественной самодеятельности. Просят гостя: «Сыграйте нашу любимую «Ой ты, рожь». Анатолий Антонович охотно подбирает на баяне мелодию песни Долуханяна. «Нет, — останавливают. – Другую: «Ой ты, рожь, колосистая, спелая». Бочкареву и приятно, и волнительно: ведь эта песня — его собственное детище. Её он написал на слова астраханского журналиста Юрия Маркова.

— Народное признание — великая сила. Хочется горы свернуть! — делится мой собеседник.

Песня, как птица, свободна в полете, для нее границ не существует. Многие творения композитора не просто стали известны, но прижились далеко за пределами нашего края. Временами до автора доходят сообщения об этом то из Ростова, то из Вологды, то еще откуда. А случается, его самого, словно близкого, родного человека, приглашают куда-то погостить.

— Незабываемые встречи были у меня в Малой Сердобе Пензенской области, осенью позапрошлого года, — продолжает Анатолий Антонович. — Туда меня пригласила местная администрация, узнав, что я имею к этому селу отношение — отец мой родом оттуда. Сам-то я родился в Астрахани, на Форпосте. На родину отца впервые попал мальцом в силу трагических обстоятельств. Мама в начале войны умерла после родов. Папа — на фронте. Меня приняла семья его сестры, обитавшая в Малой Сердобе. Там я прожил несколько лет, учился в школе. С возвращением с фронта отца вернулся в Астрахань и я. Но детские воспоминания о тех краях остались самые теплые. И вдруг мне оттуда отцова родственница прислала стихи тамошнего поэта: они легли на душу, точно про меня писано, просто просились на музыку. Сочинил несколько песен. Об этом стало известно на Пензенщине, вот и пригласили. Пробыл я там дней десять. Меня постоянно куда-нибудь приглашали: в музыкальную и общеобразовательную школы, Дом культуры, хор ветеранов и т.д. Прихожу в местный музей, вижу стенд «Известные сердобинцы» и среди ряда портретов вдруг нахожу свой… Сколько Бочкарев себя помнит, его неотступно влекла русская песня. Знакомство с первым музыкальным инструментом – простенькой гармошкой состоялось в семье дружка Вовки Фильчагина. Но вдруг неожиданная радость: идет с работы отец, а в руках гармонь-хромка, подарок сыну. В тот же вечер подросток освоил на ней народные песни «Коробейники», «Златые горы», «Шумел камыш», столь любимые окрестными обитателями. Во времена, когда население не было зомбировано телесериалами, каждый выходной у кого-то проходило нехитрое застолье с непременным хоровым пением. А уж если юбилей, свадьба или еще какое семейное торжество, зазывали к себе бочкаревского парнишку с гармонью. Удивлялись музыкальному слуху, бойкости рук.

Зарабатывать на жизнь Анатолий начал в плотницкой бригаде отца. С первой же получки приобрел старенький баян. Тогда же решил: нужно учиться нотной грамоте. Профессиональный баянист В.И. Юдин посоветовал парню поступить в Астраханское музыкальное училище. Учился юноша с большой старательностью. Однако через полтора месяца учебы Бочкарева призвали в армию. Только спустя три года смог он вернуться в родное училище. Армейские годы вспоминает с благодарностью: именно тогда начал раскрываться не только талант баяниста, но и сочинителя. Самая первая песня Бочкарева на собственные слова «Солдатская лирическая», пройдя на конкурс солдатской песни, принесла известность и стала точкой отсчета композиторской деятельности. В 1956 году Анатолий участвует во всесоюзном фестивале, а годом позже во всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, где становится лауреатом. В трудовой книжке Бочкарева всего одна запись. Как пришел молодым специалистом сорок восемь лет назад в культпросветучилище (ныне именуемое колледжем культуры), так и по сей день пестует музыкантов. Но как бы ни был перегружен текущей работой, никогда Анатолий Антонович не прерывал сочинительства. Им выпущены сборники песен «Астраханочка» и «Тропиночка». Являлся соавтором книги «Песни, опаленные войной», вышедшей к 60-летию Великой Победы. Вел в газете «Астраханские известия» рубрику «Вспомним песню». Бочкарев — автор гимна Российского речного регистра. Но всё это лишь малая толика творческого наследия композитора. Каждая песня — это частица души Анатолия Антоновича, такой открытой, доброжелательной, любящей. Тщательно подбирая стихотворения, Бочкарев кладет на музыку только то, что задевает струны его сердца. Ему дорого творчество классиков А. Блока и С. Есенина, на чьи стихи он создал ряд лирических песен и романсов. Среди его поэтических соавторов — Николай Рубцов, Виктор Боков, Маргарита Агашина, Иван Шамов. Но музыкант более всего тяготеет к стихам своих земляков. Сколько поэтических творений Нинель Мордовиной, Ольги Касимовой, Клавдии Холодовой, Владимира Ерофеева, Юрия Маркова, Павла Радочинского легли на его музыку. А нередко и сам пишет к своей музыке стихотворные тексты. И эти песни затем входили в репертуар как самодеятельных, так и профессиональных музыкальных коллективов, причем не только астраханских. Назовем, к примеру, хоры Московского музыкального института им. Ипполитова-Иванова, Самарской музыкальной академии, ряда городов Поволжья. Присутствовавший на авторском концерте астраханского песенника председатель Союза композиторов России, народный артист РФ В. Казенин (2001 год) дал высокую оценку творчеству Бочкарева.

Бытует мнение, что талантливый человек талантлив во всем. Помимо абсолютного музыкального слуха дарованы А.А. Бочкареву природой тонкое чутье к поэтическому слову, способности к изобразительному творчеству и даже (казалось бы, для истинного гуманитария странно) математические. Отучившись на заочном отделении физмата в Астраханском пединституте, молодой педагог и в училище культуры поначалу преподавал именно математику. А еще низкий поклон отцу: сам мастер на все руки, Антон Михайлович и сына приучил к упорному труду, к достижению совершенства во всем, за что бы ни брался. Так вот, Анатолий Антонович умеет плотничать, столярничать, слесарничать, шить, реставрировать музыкальные инструменты и автомашины. И по домашнему хозяйству своей супруге отличный помощник. К слову, их семейный стаж с милой Тамарой Николаевной тоже близится к полувеку.Песня — душа народа. Однако далеко не каждому композитору подстать отразить в песне неисчерпаемые богатства народной души. Но уж если песня взяла слушателей за душу, то она, словно птица, отправляется в свободный полет. И нет для нее границ.

М. ГУРЬЯНОВА  Источник: Волга http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=63629

Наша справка: Анатолий Антонович Бочкарев родился в 1934 году в Астрахани. С семилетнего возраста стал изучать народные инструменты. Великая Отечественная война и смерть матери помешали профессиональному музыкальному образованию мальчика. Гармонь-хромка – подарок вернувшегося с фронта отца —  стала верной спутницей на долгие годы. Но только в 1954 году Анатолий Бочкарев поступил в Астраханское музыкальное училище на отделение народных инструментов (класс баяна), окончить которое в связи со службой в Советской Армии он смог в 1962 году. Последующие 40 лет музыкант является преподавателем по классу баяна в Астраханском училище культуры. В 1993 г. А.А. Бочкареву было присвоено звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 2001 г. его приняли в Астраханскую организации Союза композиторов России.
Сочинять музыку А.А. Бочкарев начал еще в годы учебы в училище. На выпускном экзамене по дирижированию оркестр народных инструментов исполнил его «Мазурку» под управлением автора (1962). Ведущим жанром творчества Анатолия Антоновича стала песня. Многие из них появились еще в студенческие годы, во время службы в армии («Солдатская лирическая»). В середине 50-х пришел и первый успех: диплом Всесоюзного фестиваля (1956), звание лауреата Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). В 1964 г. Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской предложил молодому музыканту принять участие в конкурсе по созданию репертуара для художественной самодеятельности целинных земель. По завершении конкурса среди лучших сочинений всесоюзное жюри назвало и его песню «Девичья лирическая» на стихи астраханской поэтессы К. Холодовой.  С тех пор написано около 70 песен разных жанров на стихи А. Блока и С. Есенина, Н. Рубцова, И. Шамова  и В. Бокова. Но главное внимание уделяет композитор поэзии своих земляков: О. Касимовой, К. Холодовой, Н. Мордовиной, В. Ерофеева, Ю. Маркова, П. Радочинского и др.
Песни А.А. Бочкарева пользуются большой популярностью. Многие из них опубликованы. А в 1993 году вышел в свет первый авторский сборник А.А. Бочкарева «Тропиночки», изданный на средства Астраханского Фонда культуры. Песни композитора  исполняют солисты и хоровые коллективы не только  Астраханской области, но и  других регионов страны: заслуженные артисты России О. Гольдес, В. Овсянников, М. Кизин и Т. Потапова, ансамбль «Скоморошина», Астраханский хор ветеранов, Пензенский русский народный хор и т.д. Причина такой популярности в искренности и мелодичности, качествах, которые всегда особенно ценились русскими исполнителями.
Сочинения А.А. Бочкарева включены в учебный репертуар Астраханского училища культуры, Самарской Академии культуры, Высшего музыкального училища им. М. Ипполитова-Иванова. В 1991 г. А.А. Бочкарева наградили дипломом за творческие достижения и активное участие в Фестивале композиторов-любителей России, проводившемся в Волгограде. Успех сопутствовал его песням на Всероссийском фестивале сельских народных хоров (1998). В 1999 и 2001 годах его песни звучали в концертах фестивалей «Дни современной музыки в Астрахани».

Основные сочинения
Лирические песни
«Иди сторонкою» на стихи В. Быкова.
«Клены зимние» на стихи О. Касимовой.
«Лебедушка» на стихи Н.Мордовиной.
Патриотические
«Люблю тебя, моя Россия» на стихи Ф. Карбушева.
«Моя Россия – чудо сини…» на стихи Н. Ковалевского.
«Россиянка-Астрахань» на стихи Н. Мордовиной.
Военно-патриотические
«Носите ордена» на стихи  Коваль-Волкова.
«Лицом к Победе» на стихи И. Петрухина.
«Армия 28-я» на стихи Ю. Кочеткова.
Песни в танцевальных ритмах
«Серебряное танго» на стихи О. Касимовой.
«Вечная весна» на стихи О. Касимовой.
Романсы
«Есть минуты …» на стихи А. Блока.
«Когда воспоминанья вновь» на стихи М. Эминеску.
Гимны
«Гимн Волге» на стихи О. Касимовой.
«Гимн Российскому речному флоту» на стихи Э.Шлеймовича и Т.Огаркова.
Лит.:  Бочкарев Анатолий Антонович //Энциклопедия «Лучшие люди России». – Т. IV. –Ч. II. – М.: Спец-Адрес, 2005. – Вып. 7. – 736 с. – С. 130; Хрущева М., Рындин А. «Хочется написать такую песню…» //«Волга» № 117 (24619) 10. 08. 2004.

 Программа Натальи Полянской на «Радио России-Астрахань» ВГТРК ГТРК «Лотос» (г. Астрахань). Март 2013 год.

Интервью с композитором и его песня об Астрахани. Запись К. Гузенко 2004 года

Подборка материалов и фото композитора 2006 года – К. Гузенко 

 


В рубриках: Аудио, События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi