.

Эти добрые чувства были взаимными

 1 марта 2013 г., на Мастер-классе в Астраханской консерватории, после прошедшего накануне концерта, сэнсэй Ямадзи Михо сменила традиционное японское кимоно на элегантный европейский костюм.

Кстати, кимоно было выставлено для обозрения на ширме/стенде в Малом зале консерватории. На этот раз наша гостья выступала уже в роли  профессора-педагога, обучающего азам исполнительской техники, и, особенно, принципам прикосновения к японским инструментам. Сэнсэй Михо рассказывала об этих инструментах и, потом, исполнила несколько композиций, показав в очередной раз свое высокое исполнительское искусство. Фактически, был наглядно показан путь от первых прикосновений к струнам до завораживающего, уже волшебного мастерства. Кстати, профессору из Японии был задан очень ценный, на мой взгляд, вопрос: «А дети учатся играть на кото?» На что последовал ответ профессора  Михо: «Я начала учиться в 5 лет».

В связи с этим есть возможность для небольшого отступления… Проведем следующую параллель: дети России, вне национальности, тоже преимущественно в 5 лет, начинают учиться «музыке», т.е. владению каким-то музыкальным инструментом. Это, как правило – фортепиано (домашнее пианино, редко – рояль), то есть инструменту европейскому, но отнюдь не российскому национальному! И в связи с этим тут же возникает закономерный, актуальный вопрос: в многонациональной России, на каких музыкальных инструментах должно обучать детей в нашей стране? Только ли на европейских? В общем, есть что обсудить…

Кстати,  и на концерте, и на Мастер-классе выделялись две весьма активные маленькие слушательницы, как выяснилось потом ученицы ДМШ № 3 Мария Шумная и Анна Белоусова. На Мастер-классе Маша попробовала играть на кито,  Аня – на сямисэне. Добавлю, что эти девочки, вместе со своими мамами, – постоянные посетители концертов не только классической, но и современной профессиональной музыки, в частности, на фестивалях Союза композиторов  «Вечера современной музыки в Астрахани». Причем однажды я им задала вопрос, нравится ли им эта музыка? И они с восторгом, практически вместе, ответили: «Да, очень нравится!».

В Мастер-классе приняли также студенты не только консерватории, но «японистки» Астраханского государственного университета Виктория Литвиненко и Мария Мухаметова, которая, к тому же, еще обучается и в Токийском университете иностранных языков.

А наши студенты консерватории, как всегда, сначала вели себя скромно. Но потом, Екатерина Ахаджаева (Кафедра народных инструментов) и Ангелина Голованева (Музыковедение), преодолев вполне оправданное смущение, рискнули дотронуться до новых для них инструментов. У всех, кто потом также позволил себе чуть-чуть прикоснуться к миру японского Мастера и его инструментам, лица были равно сияющими каким-то удивленным счастьем – что у маленьких школьниц, что у маститых уже музыкантов, студентов. Но вот что чувствовали  они сами при этом, осталось загадкой для нас…

Порадовали вопросы наших студентов – это были вопросы музыкантов, впервые встретившихся с незнакомой ранее музыкальной культурой. И даже – по просьбе наших студентов – были показаны графические японские «ноты».

Но и с нашей стороны гостям – профессору Михо, переводчице Риса Мориа, ведущей концерта и инициатору приезда в Астраханскую консерваторию, доктору искусствоведения, доценту Саратовской государственной консерватории имени Л. Собинова Татьяне Викторовне Карташовой,  – были торжественно вручены Благодарственные грамоты от ректора консерватории профессора  А. В. Мостыканова и проректора по научной работе профессора Л.В. Саввиной. А позже был дан краткий концерт, в котором приняли участие Андрей Калинин, исполнивший на гитаре пьесу «Ветка сакуры», Антонина Пугач, исполнившая на домре пьесу Мульера «Испанское болеро», преподаватель кафедры народных инструментов Леонид Бутаков (балалайка) и Наталия Муравьева (фортепиано) с вариациями Цыганкова на тему русской народной песни «Перевоз Дуня держала». А завершил наш концерт  Православный казачий ансамбль «Казаченька», руководитель Елена Шелкова (четверо из состава  – студенты консерватории). Сэнсэй Михо явно по душе пришлись казачьи песни и выступление ансамбля «Казаченька». Она улыбалась, явно внутренне подпевала и  – как мне показалось – была бы не прочь пуститься в пляс вместе с ансамблем, и только ее японская сдержанная воспитанность не позволяла сделать это…

 Естественно, что как и после большого концерта, так и после официального окончания Мастер-класса профессора Ямадзи Михо долго не отпускали, задавали ей вопросы, притрагивались к инструментам, фотографировали и фотографировались на память, обнимались, благодарили, ибо  не только профессионализм нашей гостьи из Японии, но и обаяние, открытость и сердечность покорили астраханцев. Эти добрые чувства были взаимными.

Маргарита Хрущева (Фото автора). 

В рубриках: События, Фото