.

О концерте кафедры народных инструментов

22 апреля 2022 года в большом зале Астраханской консерватории прошло очередное мероприятие из программы «Дни открытых дверей». Кафедра народных инструментов подготовила специальный концерт-«презентацию», в котором выступили и преподаватели-профессора, и студенты – лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

Программа концерта была продумана и представлена очень корректно и разнообразно: были отражены все направления исполнительской специализации кафедры – по инструментам (баян, балалайка, балалайка-контрабас, домра, гитара, а также национальные инструменты кобыз, домбра), ансамблям разных составов, не говоря уже «палитре» исполненных произведений – от обработок, фантазий, вариаций на русские народные песенные темы, аранжировок сочинений композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский), композиторов ХХ века (Гаврилин, Е. Подгайц, М. Теодоракис) до оригинального произведения астраханского композитора, профессора кафедры Ю.П. Гонцова «Запечатлённое время».

Очень хорошо были подобраны ведущие концерт, студенты кафедры Амин Амиров (3 курс) и Айна Кадергулова (1 курс): они четко, ясно, выразительно читали тексты преамбул к каждому разделу концерта, в которых кратко и ёмко отразилась история кафедры народных инструментов, вклад ее преподавателей и исполнителей, – и ныне работающих, и уехавших, и ушедших из жизни, но оставивших не просто память о себе, а своих учеников и последователей. В целом эти преамбулы-введения создали цельное ощущение и понимание множественных творческих связей разных поколений кафедры – от Начала Консерватории до нынешних дней (текст преамбул сделан профессором Ю.П. Гонцовым, так как в 2002 году под его руководством студенткой Светланой Азовских был написан и защищен реферат на тему «История кафедры народных инструментов Астраханской государственной консерватории»), поэтому только перечислю имена: Юрий Васильевич Носков, Вячеслав Васильевич Ромадин, Петр Алексеевич Белик, Вячеслав Михайлович Махов, Виктор Андреевич Роммель, Виктор Андреевич Рябов, Борис Михайлович Стус, Анатолий Иванович Сенин, Юрий Григорьевич ЯстребовВладимир Поликарпович Величко, Евгений Семенович Тейтельман, Владимир Антонович Балык.

Ныне на кафедре работают: лауреат международных конкурсов, профессор Сергей Алексеевич Соколов (зав. кафедрой), заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Ректор Астраханской государственной консерватории, профессор Александр Валентинович Мостыканов, лауреат всероссийских и международных конкурсов, заслуженный артист РФ, профессор Александр Сергеевич Бабушкин – выпускники кафедры народных инструментов Астраханской консерватории и артисты «Квартета “СКИФ”»; заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры Республики Калмыкия, композитор Юрий Петрович Гонцов, а также воспитанники кафедры солист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор и оперно-симфонический дирижер, доцент Леонид Викторович Бутаков, лауреат всероссийских и международных конкурсов, доцент Соловьев Дмитрий Валерьевич, преподаватель Антонина Владимировна Пугач; в тесном содружестве с кафедрой выступает давняя ее  выпускница, дирижер Оркестра народных инструментов имени В.М. Махова Астраханской государственной филармонии Елена Витальевна Серединцева.

Столь солидный по международному и всероссийскому признанию состав кафедры подразумевает и соответствующие достижения в профессии не только экс-выпускников, но и ныне обучающихся студентов, – и это подтвердилось их виртуозными исполнениями произведений в концерте 22 апреля. При этом программа концерта была составлена достаточно изысканно и равномерно.

С сольными произведениями выступили студенты:

Эмиль Еникеев, выпускник (класс профессора Сергея Алексеевича Соколова): Русская народная песня «Липа Вековая» в обработке для гитары С. Руднева – с мягким звучании гитары, с характерными для инструмента фактурными и мелодическими импровизационного типа вариациями. Э. Еникеев, динамически регулируя «пульс» обработки, при этом применил неожиданный прием в звучании гитары, напоминающий шум леса. 

Сергей Кривощапов, магистрант (класс профессора Александра Сергеевича Бабушкина). В. Королев. Фантазия на тему русской народной песни «Ой, Мороз, мороз» для баяна – в трактовке Фантазии с ее динамическими волнами и темпово-фактурными контрастами, краткими виртуозными пассажами форма ощутилась как логично-спрессованная, в чем заслуга исполнителя и его педагога.

Седа Межиева, выпускница(класс профессора Ю.П. Гонцова): Ю. Гонцов «Запечатлённое время (рефлексии по поводу…)» для аккордеона-соло. Звучание произведений Ю. П. Гонцова всегда интересное и часто неожиданное, так как композитор не прекращает поиски новых идей и их реализаций. Его студенты постоянно исполняют сочинения своего профессора, так как это помогает войти в мир самой современной музыки. «Запечатлённое время (рефлексии по поводу…)», написано недавно, в 2021 году, первое исполнение (Седой Межиевой) состоялось в Астрахани на одном из концертов в консерватории.  Премьера второй редакции сочинения на монограмму «Seda», его первой исполнительницы, прозвучала 22 апреля. «Запечатлённое время (рефлексии по поводу…)» – произведение интеллектуально-эмоциональное, постоянно разрываемое паузами, с контрастом и «переливами» настроений, драматургически сложное, со своей логикой, прозвучало у Седы Межиевой цельной композицией, где всё, как элементы «мозаики», сложилось в единую впечатляющую красочную картину.

Преподаватели и профессора кафедры показали свое мастерство в исполнении произведений разных стилевых направлений:

Дмитрий Соловьев(баян): В. Гридин. Концертные вариации на тему песни Григория Пономаренко «Ивушка» –исполнено спокойно и задушевно, в короткой пьесе выстроил разнообразие тембровых изысков баяна, подчеркивая то «кластерную» гармонию обработки, то создавая всевозможную многоплановость фактуры в кульминации.

Антонина Владимировна Пугач (домра): С. Рахманинов. «Пляска цыганок» из оперы «Алеко», концертмейстер Наталья Муравьёва. Виртуозное звучание домры и фортепиано в сравнении с симфоническим оркестром несколько смягчило резкие тембры «Пляски цыганок», подчеркнув ее мелодическое «кружево».

АнсамбльАлександр Валентинович Мостыканов (балалайка), Сергей Алексеевич Соколов (домра-альт), Илья Сергеевич Михайлов (фортепиано): М. Броннер. «Далекое-близкое».Сюита в 5 частях. Были исполнены три части из сюиты.

Кафедра народных инструментов всегда отличается особой фантазией, в том числе и в составе ансамблей. В концерте 22 апреля на сцену вышел очередной вариант ансамбля. К дуэту признанных виртуозов –балалайке А.В. Мостыканова и домре-альт С.А. Соколова – присоединился рояль доцента И.С. Михайлова, придавший «классичность» звучанию дуэту русских народных инструментов, что было естественно при тематизме всей Сюиты, основанной на мелодиях классических русских романсов. «Хрустальное» по звучанию вступление фортепиано перешло к чуть приглушенной вначале домре С.А. Соколова с темой романса «Утро туманное», затем вступила балалайка А.В. Мостыканова и музыкальное пространство заполнило полнозвучное трио с выразительными фразами и вариациями рояля. В следующей части сюиты после вступления-диалога сформировалась мелодия-тема «Белеет парус одинокий» с пассажами оркестрового звучания – образы волн и ветра в кульминации и с задумчивой Кодой. В третьей части Сюиты диалог трио стал совсем явным в вариациях мелодии романса «Нет, не любил он»– интимно-эмоциональный «разговор» с драматичной каденцией. Артистичность талантливейших музыкантов-виртуозов всегда позволяет услышать не только текст, но и тончайший подтекст и музыки, и ее восприятия самими интерпретаторами.

Примечание: в данной рецензии я не следую порядку выступлений, но группирую их по иному принципу.

Ансамбли:

Ансамбль домристов: Ксения Максимова и Даниил Шамсутдинов (класс преподавателя Антонины Владимировны Пугач): В. Афанасьев. Концертные вариации на тему песни Филиппенко «По малину в сад пойдем» – очень согласный дуэт, с четким пониманием формы и ее динамики.

Ансамбль национальных инструментов: Дарья и Елена Петровы (кобыз), Нурлан Сундетов (домбра), Никита Шабалин (труба), Медет Жанзаков (балалайка-контрабас), Рашид Уаисов (баян) (художественный руководитель — Сергей Алексеевич Соколов): Нургис Тлендиев. Поэма «Маххамбет». Произведение казахского композитора изначально написано для казахской домбры, аранжировано Нурланом Сундетовым для исполнения таким оригинальным составом исполнителей, сочетающим инструменты традиционные казахские (домбра, кобыз), русские «оркестровые» (баян, балалайка-контрабас) и даже инструмент симфонического оркестра (труба), прозвучало эпически развернуто, эмоционально напряженно, концептуально сжато (что свойственно казахским домбровым кюям, равноценным по своей «спрессованной» драматургии европейским симфониям) и весьма оригинально.

Камерный оркестр баянов (художественный руководитель – Александр Сергеевич Бабушкин): П. Чайковский. «Вальс» из балета «Спящая красавица». Десять оркестрантов – 7 баянов и 3 аккордеона звучали как один единый инструмент при исполнении одного из популярнейших номеров балета П.И. Чайковского в столь своеобразной инструментовке,

Студенческий Оркестр русских народных инструментов исполнил четыре номера: два произведения с солистамидва только оркестром. 

Е. Подгайц. Концерт для мандолины с оркестром, дирижер Нурлан Сундетов, выпускник-дирижер (класс Леонида Викторовича Бутакова); солистка Фариза Тошова -домра (класс доцента Леонида Викторовича Бутакова) достойно исполнила виртуозную, ритмически и интонационно сложную сольную партию мандолины, особенно в сольной Каденции, дирижер Нурлан Сундетов ясно и аккуратно провел оркестр и солистку по прихотливому пути образной драматургии концерта для мандолины.

Следующе произведение – Е. Желинский. Фантазия на тему песни Валерия Гаврилина «Любовь останется» для балалайки и Оркестра народных инструментов. Солист Андрей Мордяшов, дирижер доцент Леонид Викторович Бутаков; широкая песенная лирическая мелодия В. Гаврилина позволила композитору Е. Желинскому вариативно выстроить форму фантазии, а солист и дирижер наполнили ее тонкими эмоциональными исполнительскими нюансами. Андрей Мордяшов – музыкант сосредоточенный, вдумчивый, за годы обучения в консерватории уже неоднократно становился лауреатом различных конкурсов исполнителей на народных инструментах.

Два произведения прозвучали уже только в исполнении Оркестра народных инструментов: 3. М. Теодоракис. Увертюра к народной опере «Квартет ангелов». Дирижер Л.В. Бутаков уже давно зарекомендовал себя как талантливый музыкант и дирижер. В финале концерта дирижерская палочка перешла в руки Нурлана Сундетова, который и завершил выступления музыкантов кафедры «Испанским танцем» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Завершая краткий обзор концерта, считаю важным подчеркнуть, что при всей насыщенности и чередованию тембров, стилей прозвучавшей программы, она отразила гармоничность кафедры в целом и очень достойный профессионализм ее студентов.

М.Г. Хрущева, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки астраханской консерватории

Фото И. Калины

https://astracons.ru/news/events/o-kontserte-kafedry-narodnyh-instrumentov


В рубриках: События