.

ФЕСТИВАЛЬ. Все бегут, бегут…

«Бег времени» – так назвали организаторы первый концерт нового, на этот раз уже IV Международного фестиваля современного искусства «Каспий-2020/2021». И право его открыть было предоставленному одному из лучших творческих коллективов Астраханской области, Камерному оркестру Астраханской государственной филармонии (дирижер – Леонид Бутаков). 29 сентября 2020 года в Большой зале Астраханской государственной консерватории звучала только современная музыка ныне живущих в разных городах страны и в республике Казахстан композиторов, и они прислали не только аннотации к своим произведениям, с которыми мы познакомим, но и приветствия в адрес коллег и самого Фестиваля.
Несмотря на уже имеющийся опыт, одновременно астраханский композиторский Союз искал и новые для себя формы организации всего процесса. Так, например, на приглашение участвовать в открытии Фестиваля согласились сотрудники Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской. В фойе, перед залом, кроме мини-выставки с фотографиями и творческими биографиями участников концерта (К. Гузенко), слушатели могли на стендах познакомиться с редкими изданиями. Вот что, в итоговом резюме, можно было прочитать на сайте библиотеки: «В Астраханской государственной консерватории состоялось открытие IV Международного фестиваля современного искусства «Каспий 2020/2021», организаторами которого выступили Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры и туризма Астраханской области, Всероссийская общественная организация «Союз композиторов России», Астраханское региональное отделение «Союз композиторов России» и Астраханская государственная консерватория. В концерте приняли участие Матвей Заикин (фортепиано), Станислав Подружин (саксофон), Владимир Эльперин (ударные), камерный оркестр Астраханской государственной филармонии под управлением дирижёра Леонида Бутакова.
В честь открытия Фестиваля сотрудники Астраханской областной научной библиотеки представили выставочный проект «Музыка на все времена» из фонда отдела литературы по искусству. В экспозицию вошли нотные издания произведений мировой классики и современных отечественных композиторов: оркестровые партитуры, клавиры опер, инструментальные сочинения, ансамбли, хоровые жанры. Особый интерес участников мероприятия вызвали дореволюционные нотные издания и владельческие надписи на раритетах. В ходе беседы у выставки с преподавателем Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусорского Наталией Калиниченко удалось установить, что отдельные издания принадлежали известной в Астрахани личности – Софье Павловне Загоскиной, бывшему преподавателю музыкального училища.
Председатель Астраханского регионального отделения «Союз композиторов России» Константин Гузенко выразил искреннюю благодарность и признательность за «профессиональную организацию выставки, которая вызвала большой интерес не только у слушателей концерта, но и у маститых композиторов и музыковедов, в том числе из других регионов России». (Ссылка:

).

Открыло творческий вечер зачитанное письмо из «Союза композиторов России», в котором подчеркивалась особая роль и необходимость проведения подобных форумов, а также была выражена благодарность его организаторам.
Необычность была с самого начала и в ведении концерта: в отличие от традиционного музыковедческого слова, перед сценой, как бы ближе к народу, вышли трое ведущих. Причем роль каждого была очевидна и понятна. Тут было место и конферансу (К. Гузенко – художественный соруководитель Фестиваля), и размышлению о каждом композиторе-участнике (А. Рындин – художественный соруководитель Фестиваля), и краткие, обаятельные объявления (В. Скороходская).
Программа звучащей музыки была, по отзывам коллег, хорошо организована, выстроена. Обозначим сначала сухими фразами последовательность, а потом, по мере возможности и прокомментируем звучащий материал. Итак:
· Юрий Машин (Ростов-на-Дону, Россия) «Tempus Fugit» («Бег времени») для струнного оркестра и фортепиано
· Алексей Павлючук (Саратов, Россия) «Трагикомедия» для альт-саксофона, фортепиано, ударных и струнного оркестра
· Ольга Хромова (Алматы, Казахстан) Симфониетта «Жертвам войны» (памяти Д.Д. Шостаковича). Первое исполнение
· Александр Рындин (Астрахань, Россия) «Второй русский ноктюрн» для струнного оркестра и фортепиано. Первое исполнение
· Игорь Куршев (Астрахань, Россия) Две пьесы для струнного оркестра: «Орёл над равниной, «Побег». Первое исполнение
· Никита Широков (Пермь, Россия) «P.S.» для струнного оркестра.
Солисты: Матвей Заикин (фортепиано), Станислав Подружин (саксофон), Владимир Эльперин (ударные)
А теперь – аннтоцации, полученные Александром Рындиным от каждого композитора.
1. Сочинение Юрия Машина (город Ростов-на-Дону) «Tempus Fugit(Бег времени)» является первой частью камерной симфонии для струнного оркестра, написанной в 2014 году по заказу голландского дирижера Марко Бонса. Премьера состоялась в 2015 году в Голландии. Музыкальные образы и драматургия произведения навеяны впечатлениями автора от созерцания современного, динамически изменяющегося мира, где суматошный бег времени вокруг человека мешает ему вдуматься и понять бесконечную мудрость и гармонию жизни.
2. «Трагикомедия» саратовского композитора Алексея Павлючука сочинена в 2018 году. В его творчестве – это первое сочинение, написанное для солирующего инструмента с оркестром. Название подразумевает не театральный жанр, а «саму жизнь, в которой и трагическое, и комическое постоянно присутствуют…».
3. Симфониетта для струнных «Жертвам войны…» композитора из Алматы (Казахстан) Ольги Хромовой была закончена в декабре 2019 года. Автор несколько раз возвращалась к ней (в 2017 году – первая редакция, в 2018 – вторая редакция, в 2019 – третья). Поводом для создания послужила жизнь родителей композитора, их рассказы о войне. И отец, и мама – участники войны. Он – артиллерийский разведчик, форсировал Одер, дошел до Берлина, был возле Рейхстага, и даже в бункере Гитлера. А мама – как старшая медсестра в прифронтовом инфекционном госпитале, выхаживала раненых. В совсем юном возрасте Ольга часто слушала рассказы о войне, о наступлении, потерях и о некоторых курьезных случаях на фронте, о его товарищах…(он был великолепным рассказчиком), а мама – участница Сталинградской битвы, закончила войну под Прагой. Но много о войне рассказывать не любила, только всякий раз подчеркивала, как страшно было во время налетов фашистской авиации, когда гибли раненые, выжившие там – на фронте…
Ольга Хромова просила уточнить следующее: «Участники войны каждый год все уходят и уходят. Мы вспоминаем о них, порой, только в День Победы… Но 2020 – юбилейный год, год 75-летия Победы, и я захотела как-то обозначить этот год в своем творчестве». По словам Ольги Хромовой, когда она писала эту музыку, она «представляла и даже как бы ощущала начало войны, все сообщения по радио об этом, как бы слышала и переживала вой сирен, осколки, летящую штукатурку, свист пуль. Нервное напряжение и болезненное страдание от невозможности что-то изменить». Отсюда и звучащая в произведении вражеская тема, как своего рода «танцевальная гримаса со звериным оскалом, набирающая силу». Конечно, ею сразу вспоминается Д.Д. Шостакович, который написал гениальную музыку об ужасах этой войны … И автор не могла не посвятить свою вещь этому композитору, современнику своих родителей. В кульминации «Симфониетты» – раздается «плач жертв войны и о жертвах войны… А потом следует космическое восхождение – преодоления этой вселенской трагедии. Окончание симфониетты – это одновременно и светлый реквием, и возрождение надежды на человеческую жизнь, на тихое, спокойное Человеческое счастье…». Отмечу, что после концерта одна из слушательниц, позвонив, сказала, что она спокойно слушать не могла и поэтому, не стесняясь, сидела и плакала, вспоминая своих близких. Да, к слову, это было первым исполнением, и оно состоялось в Астрахани, на нашем Фестивале!
4. «Второй русский ноктюрн» для фортепиано и струнного оркестра Александра Рындина написан в январе 2020 года. В сочинении преобладают светлые образы, однако в среднем разделе появляются образы тревоги. Но они исчезают, как плохой сон, как дурные мысли. И в репризе сочинения происходит своеобразное успокоение. Это тоже было премьерой, первым исполнением!
5. Две пьесы астраханца Игоря Куршева – «Орёл над равниной» и «Побег» написаны в 2020 году. Толчком к созданию первой из них послужила идея художественного руководителя и главного дирижёра Астраханского государственного театра оперы и балета Валерия Воронина. Это сочинение – попытка взглянуть со стороны на жизнь российского музыканта. Вторая пьеса, «Побег», создана по очень личному поводу. Это тоже было первым исполнением.
5. Пьеса пермского композитора Никиты Широкова – "P.S." для камерного оркестра не носит какого-либо программного характера. Хотя название «постскриптум», подразумевает подведения некого итога или размышления о произошедшем событии. В данном случае, сочетание довольно строгого, написанного в двенадцатитоновой технике хорального движения у струнных и неожиданного включения «из вне» звуков «музыкальной шкатулки» в конце пьесы, выражает стремление к размыванию границ заданной жанровой стилистики. Шкатулка – это своеобразный символ жизненного пути, который мало предсказуем и может, порой, быть прерван в любой момент, напоминая о бренности человеческого существования. Как отметил композитор, «я не считаю необходимым особенно много рассказывать о собственной музыке. Она должна «говорить», вероятно, на своём метафорическом языке. И если у слушателя возникает определённый ассоциативный ряд, то это, пожалуй, наивысшая оценка творчества композитора».
Итак, концерт прошел, впечатления остались и, главное, позитивный настрой астраханских композиторов и музыковедов ВОО «Союза композиторов России» позволяет надеяться на успешное осуществление всех задуманных идей IV Международного фестиваля современного искусства «Каспий-2020/2021». Свое 30-летие организация начала отмечать громко, в кругу друзей, слушателей и всех неравнодушных людей к миру прекрасного. Уже на 30 октября намечен новый концерт, в котором примут участие лауреаты первой премии им. Бориса Клюзнера. Тогда же произойдет награждение памятным знаком и Дипломом двенадцати известных астраханских музыкантов.
К. Гузенко – Председатель Астраханского регионального отделения «Союза композиторов России».

  • Поиск

  • Из нашего архива

  • Календарь постов

    Ноябрь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Окт    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30  
  • Афиши

    IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «КАСПИЙ – 2020/2021»
    30 октября 2020 г. 18-00 ч.
    Большой зал Астраханской государственной консерватории (ул. Советская, 23)

    КОНЦЕРТ ЛАУРЕАТОВ И ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ «…имени БОРИСА КЛЮЗНЕРА»
    ПРОГРАММА
    • Борис Клюзнер Две прелюдии для фортепиано. Исполняет Наталия Муравьёва
    • Александр Рындин (Россия) «Символ веры» из Литургии св. Иоанна Златоуста для смешанного хора без сопровождения. Исполняет Камерный хор Астраханской государственной филармонии. Дирижёр Татьяна Рекичинская. Первое исполнение
    • Юрий Гонцов (Россия) «Ночная музыка» для баяна. Исполняет Лаура Таутиева
    • Иван Портовой (Россия) Прелюдия из цикла «Три прелюдии для фортепиано». Исполняет автор. Первое исполнение
    • Александр Рындин (Россия) «Ожидание долгой зимы» для флейты, кларнета и фортепиано. Исполняют Вера Заплесвичко (флейта), Виктор Смиховский (кларнет), Лариса Билецкая (фортепиано). Первое исполнение
    • Алина Безенсон (Белоруссия) «Прозрение», концерт для домры с оркестром. Переложение для домры и фортепиано, 1 и 2 части. Исполняют Фариза Тошова (домра), Лариса Билецкая (фортепиано)
    • Франк Мартен (Швейцария) «Баллада» для флейты и фортепиано. Исполняют Вера Заплесвичко (флейта), Лариса Билецкая (фортепиано)
    • Александр Блинов (Россия) «Калейдоскопические картинки» для фортепиано (фрагменты). Исполняет Дарья Белова
    • Юрий Гонцов (Россия) «Три движения» для баяна. Исполняет Лаура Таутиева
    • Герман Галынин Три пьесы из сюиты для фортепиано: Токката, Интермеццо, Танец. Исполняет Людмила Круглова
    • Александр Рындин (Россия) «Для домры и баяна». Исполняют Антонина Пугач (домра), Дмитрий Соловьёв (баян). Первое исполнение.