.

Человек, о котором грезит Прометей (О концерте Виктории ЕПИХИНОЙ)

 Сила и Красота! Что вызывает больше трепета, чем слияние мощи и прекрасного? Без Солнца мы не увидим прелестей Земли, так и красота слабого человека бледна и многим незаметна. Есть ли тогда она на самом деле? Нас больше привлекают парадоксы. Человек всегда противоречив, оттого бесконечен. Увлечения искусством, спортом, собирание безделушек, наконец, искушают многих. Встречаются самые неожиданные. К примеру, о футбольном фанатизме музыкантов (Дмитрия Шостаковича, Зураба Саткилавы, Дениса Мацуева и других) известно немало. Так почему бы пианисту не поднять штангу?

Виктория Епихина уже в детстве предпочитала заниматься не только искусством, но и спортом, тренируя и тело, и душу. В Астрахани начинался ее музыкальный путь. В поисках более полного выражения себя, девушка пробовала учиться у разных преподавателей, осваивала карате и кикбоксинг. В конце концов, она смогла найти свое место в Московской консерватории и в пауэрлифтинге, где люди испытываются на прочность. По данным ресурса allpowerlifting.com, пианистка подняла 212,5 килограммов на становой тяге и в 2019 году заняла высшее призовое место на Чемпионате Европы в своей весовой категории! Таков ее лучший результат, над которым работала она и ее тренер, Павел Папенков. Возможно, это имели в виду древние греки, размышляя о «калокагатии», идеальном единении красоты телесной и духовной в человеке? Ведь только сильные и прекрасные достойны унаследовать пламя Прометея!
Явление Виктории Епихиной в филармоническом концерте, проводимом в осенней Астрахани в рамках Третьего Международного фестиваля современного искусства «Каспий», поразило многих. Рост ее мастерства почувствовали и учителя детских музыкальных школ, и студенты, преподаватели музыкального колледжа, и консерватории.
Программа концерта была составлена, в основном, из произведений композиторов-романтиков: Шопен и Шуман, Чайковский, Танеев, – а еще Шостакович. Выступление продолжалось больше двух часов. Музыковедческие комментарии ведущего концерта, председателя Астраханского регионального отделения «Союз композиторов России» Константина Гузенко включали и личные воспоминания, которыми он щедро был готов делиться.
По сложности концерт оказался чем-то близким спортивному марафону – настолько разнообразные технические задачи предстояло решать исполнительнице! Виртуозные пассажи, двойные ноты, октавы, трели, аккордовые тремоло не стали самоцелью. Виктория занялась поиском собственной интерпретации и открытием новых прочтений.
Танеевская прелюдия и фуга gis-moll стала хорошим началом. С полувздоха, будто бы зацепившись за волнующую мысль, пианистка устремила наше воображение ввысь, но вторая часть полифонического цикла прозвучала несколько блекло, по сравнению с прелюдией, восхитившей слух.
«Крейслериана» Шумана превратилась в музыку-размышление, более привычную для произведений Брамса. Намеренно или интуитивно возникла эта трактовка, но она вызвала у меня восторг. Резкие градации флорестано-эвзебиевских противостояний словно стерлись, обозначив непривычно плавное течение шумановских эмоций. Конечно, можно посчитать такое исполнение цикла ошибкой, но, думается, это – один из взглядов, имеющих право на жизнь.
Прелюдия и фуга Шостаковича (в той же тональности, что и танеевский цикл) впечатлили аудиторию своей эмоциональной наполненностью. Высокая философичность, мягкий свет, волевые порывы –все эти грани исполнительница прочувствовала и подарила слушателям, оставив необыкновенное послевкусие от соприкосновения с Бесконечным.
Первое отделение программы закончилось задорным «Русским скерцо» Чайковского. Им можно было бы завершить весь концерт. Блестящая вещь! Сколько в ней было легкости, а ведь технически произведение сложнейшее!
Думаю, что у каждого музыканта есть свой Бах, свой Моцарт и свой Шопен. У меня он другой, не такой, каким его преподнесла Виктория Епихина. Масштабные сочинения – Четвертая баллада Шопена и Вторая фортепианная соната Рахманинова – показали исполнительские способности к эмоциальному взрыву и созданию невероятно резких музыкальных контрастов.
Красота и сила живут своей жизнью в рахманиновской сонате. Здесь они не просто ведут внутренний приглушенный разговор, пианистка читает фортепианный текст как монолог одаренного оратора, способного взять паузу, где это необходимо, перестраивающего повествование в лирические тонкие изыски и доводящего речь до логичного финала. Настоящим потрясением стал парящий звуковой поток, усиленный мастерской педализацией, в конце второй части цикла. Такого Рахманинова, к сожалению, мы еще долго не услышим!
Транскрипция «Колыбельной» (Чайковский – Рахманинов), заявленная на афише, была снята. В завершившем концерт Скерцо из «Патетической симфонии» (Чайковский – Фейнберг), не все прошло гладко: видимо, сказалось утомление.
В Древней Греции Виктория – Богиня Победы. С таким именем должно побеждать! Неоднократный стипендиат президента, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Виктория Епихина уже занесена в «Золотую книгу» Астрахани. Уверен, что впереди у нее много новых побед! Замечательно, когда есть личности, обладающие «полярными» талантами. Благодаря им, представления о музыкантах пересматриваются.

Ильдар Ишмаметов, студент III курса отделения «Теория музыки»

Фото: И. Ишмаметов