.

Раскаты далекого грома

В Концертном зале имени Марии  Максаковой Астраханской  Государственной филармонии  с успехом прошел показ (в концертном исполнении) адыгейской национальной оперы «Раскаты далекого грома» композитора, народного артиста Российской Федерации Аслана Нехая. Таким образом, Государственная филармония и симфонический оркестр Республики Адыгея с участием Государственного ансамбля народной песни Адыгея «Исламей», солистов-вокалистов из Майкопа реализовала в 2019 году творческий проект Гранта Правительства Российской Федерации.

Первая национальная опера написана композитором Асланом Нехаем по роману Исхака Машбаша «Раскаты далекого грома». В основе произведения и либретто оперы лежит история трагических событий народов Адыгеи конца XVIII века и братоубийственной Бзиюкской битвы, прошедшей в 1796 году. Любовная линия, типичная для большинства первых национальных опер, выражена яркими мелодическими темами. В тоже время, одновременно, контрастные и  остро-социальные конфликты между бедняками и знатью представлены выпукло, с особым трагизмом и национальным колоритом.

Сразу после премьеры адыгской оперы в Астрахани удалось пообщаться со слушателями и участниками проекта. Так, например, отметив, что любые первые впечатления не предполагают глубокого музыковедческого анализа и, скорее всего, являются эмоциональными, член «Союза композиторов России», профессор Астраханской консерватории Маргарита Хрущева все же достаточно основательно высказалась о спектакле. Вот несколько цитат из ее резюме: «Я все выслушивала достаточно тщательно и отметила для себя как бы три параллельных оценочных блока: национальное адыгское; далее – стилевые ассоциации-переклички с классикой; и, в третьих, явные параллели с другими подобными первыми национальными операми (в том числе и с недавно опубликованной партитурой первой удмуртской оперы Г.А. Корепанова «Наталь»). Одновременно я пыталась определить и собственный оперный стиль композитора Аслана Нехая.Конечно, если писать подобного рода оперу, то главная задача перед композитором – это мелодизм вокальных партий и принцип речитативов. Так вот в этом произведении в вокальных партиях, при всей их динамике, не было «натуги» в мелодичности, также не было акцентов только лишь на песенных или только эпических интонациях. Композитор А. Нехай, исходя из сюжета, как-то удивительно сплёл интонационность национальных по сути вокальных партий, эмоций и русского текста, на котором опера и прозвучала.  Естественно хотелось бы потом прояснить, на каком языке мыслил Аслан Нехай, сочиняя свои вокальные партии оперы – на адыгском или на русском? Вокальные партии воспринимались не как что-то старое и ушедшее, а вполне современно. Интонационный строй их далеко не прост. И именно с вокальными партиями потом предстоит очень внимательно аналитически поработать адыгейским музыковедам. Речитативные фрагменты были мне весьма интересны. В них А. Нехай невольно или намеренно использовал стилистику мелодики адыгского нартского эпоса, но в совсем иной функции и переосмыслении. Хотелось бы сказать несколько слов об оркестре и оркестровке. Молодой дирижер, но уже достаточно яркий музыкант Каплан Сташ драматургически четко выстраивал динамическую пульсацию. В некоторых моментах, при всей кажущейся громоздкости звучания, были изысканные, и это в основном в лирических сценах, оркестровые и безусловно талантливые находки композитора. Если оценивать оркестровую партитуру в целом, то складывалось такое ощущение, что композитор А. Нехай мыслил как главную (вслед за Р. Вагнером) прежде всего симфоническую партитуру, на которую уже потом «накладывались» вокальные партии. Именно в оркестре оказался целый «букет» ассоциаций (даже не просто стилевых, но  даже «цитатных»), что ныне корректно называем «продолжением традиций» – П.И. Чайковский, М. Мусоргский, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Хоровые сцены и сама музыка  хоров («образ народа») традицию русских классиков продолжили. Короче говоря, всё естественно, профессионально, талантливо, национально в композиторском переосмыслении и в великолепном исполнении артистов «Исламея». Художественный руководитель Астраханской филармонии, музыковед Наталия Долгих отметила, что «опера А. Нехая «Раскаты далекого грома» привлекает внимание остро-социальной тематикой, умелым использованием адыгского музыкального фольклора, чувством сценической драматургии, высоким профессионализмом». Особенно она отметила жанровые сцены, которые органично сочетались с драматическими моментами, ясную вокальную линию и хорошее звучание хорового ансамбля.

Как подчеркнул в беседе после концерта главный дирижер симфонического оркестра Каплан Сташ, по его мнению «главной целью приезда в Астрахань музыкантов из Майкопа было стремление сохранить культурное наследие народов многонациональной России, расширение межнационального и межрегионального культурного сотрудничества, пропагандировать творчество композиторов Республики Адыгея».

Члены Астраханского регионального отделения «Союза композиторов России», понимая всю значимость популяризации музыки современных композиторов, не только организовало видеозапись и фоторгафирование концерта, но договорились о дальнейшем сотрудничестве с коллегами и возможном исполнении произведении композиторов дельты Волги в Майкопе.

 

М. Хрущева (текст). К. Гузенко (текст и фото).