.

Русское музыкальное общество Астрахани и его роль в трудах М. А. Этингера

 М. А. Этингер – доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, первый заведующий кафедрой теории и истории музыки, один из основателей Астраханской консерватории – является крупным специалистом в области историко-теоретического музыкознания и региональной музыкальной культуры. В 70-е годы в музыкальных вузах нашей страны М. А. Этингера знали как исследователя творчества И.С. Баха. Его кандидатская диссертация и вышедшая затем книга «Гармония И.С. Баха» впоследствии послужили основой для монографии и докторской диссертации «Раннеклассическая гармония». Этот фундаментальный труд посвящен не только творчеству Баха, но и его современникам. В нем дан широкий обзор западно-европейской музыки с позиций формирования и зарождения черт классической гармонии, что позволило автору ввести термин «раннеклассическая гармония». Труд М. Этингера в какой-то степени корреспондировал с книгой Л. Мазеля «Проблемы классической гармонии», вышедшей семью годами раньше (примечательно, что в журнале «Советская музыка» автором отзыва «Размышление над классической гармонией» на книгу Л. Мазеля был М. А. Этингер). Второе направление, намеченное в исследованиях М. А. Этингера, музыкальное краеведение, которым он стал заниматься в середине 60-х годов, стало глубоко почвенным и имело многих последователей. Первое издание, сделанное в Астрахани совместно с литературоведом В. П. Самаренко, это сборник записей песен «Трудовые рыбацкие песни Волго-Каспия», подаренный М. Этингером своему педагогу по фольклору Татьяне Васильевне Поповой. Впоследствии в центральных изданиях появились его статьи и книги «Русские народные песни Астраханской области (совместно с В. П. Самаренко)», «Внимание краеведению», «М.П. Максакова и Астраханский край», «Музыкальная культура Астрахани» [3]. В этих исследованиях М. А. Этингер освещает деятельность Русского музыкального общества в Астрахани, основанного летом 1891 года и продолжавшего свою деятельность на протяжении 25 лет (примерно до 1916 года). Его создание в Астрахани было обусловлено рядом социальных и культурных причин, на которых кратко остановимся.

Во второй половине ХIХ века Астрахань была известна как торговый центр, в котором весьма значительную роль играли иноземные торговцы, имевшие в городе свои территории. Поскольку многие из них впоследствии оставались в Астрахани на постоянное место жительство, то главным признаком культуры города являлась многонациональность. Здесь проживали татары, калмыки, казахи, турки, выходцы из Ирана, Армении, Азербайджана. Каждая нация отличалась глубоким своеобразием музыкальной культуры. Среди музыкантов-казахов был композитор и музыкант Курмангазы Сагырбаев, который последние годы жизни провел в селе Астраханской области Алтынжар, где и был захоронен. Немаловажным фактором, повлиявшим на социальную и культурную среду области, стало то, что Астрахань к этому времени становится центром рыбной промышленности, поэтому в угоду крупным промышленникам и купцам в город стали приезжать на гастроли известные певцы, артисты, музыкальные ансамбли. Таким образом, три фактора сыграли значительную роль в предпосылках формирования музыкального общества в Астрахани: многонациональная культура, наличие крупной торговли и развитие рыбопромышленности.

Под воздействием Русского музыкального общества, возникшего благодаря усилиям страстных пропагандистов во главе с А. Г. Рубинштейном, в Астрахани в 1885 году создается музыкально-драматическое общество, которое предшествовало открытию РМО в Астраханской губернии. Деятельность общества сначала была связана с организацией любительских концертов, которые в основном носили закрытый характер. При этом основными исполнителями были сами же члены общества, периодически приглашавшие профессиональных музыкантов. Одним из важнейших положений устава общества было открытие музыкальных классов, которое постоянно откладывалось из-за отсутствия денежных средств. И несмотря на то, что членами общества были крупные рыбопромышленники и люди, имеющие солидный доход, для открытия специальных учебных заведений не находились меценаты, способные поддержать музыкальное образование. Как это ни парадоксально, но материальную поддержку оказали гастролировавшие в Астрахани профессиональные музыкальные коллективы. И, как отмечает М. Этингер, долгожданные классы открылись в сентябре 1889 года, для руководства которыми был приглашен Н. Л. Линев, ранее возглавлявший частную музыкальную школу в Самаре. В 1891 году музыкально-театральное общество преобразовалось в отделение РМО, чему предшествовали длительные переговоры с А. Г. Рубинштейном, поддержавшим данное предложение. Деятельность Русского музыкального общества в трудах М. А. Этингера представлена в трех направлениях: руководство музыкальными классами, организация концертных программ собственными силами, приглашение известных коллективов и солистов на гастроли в Астрахань. Первое направление, связанное с работой музыкальных классов, сыграло огромную роль в истории культуры города. Оно было ознаменовано открытием Астраханского музыкального училища в 1900 году, развитие и деятельность которого послужили толчком для открытия консерватории, когда в 1969 году возникла потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов для музыкального театра и филармонии. Это позволило осуществить в рамках одного города трехступенчатый процесс музыкального образования.

Итак, Н. Л. Линевым, руководителем музыкальных классов, был представлен проект о реорганизации музыкальных классов в музыкальное училище. Однако большим затруднением при открытии училища стал вопрос о квалифицированных кадрах, которых в то время в России было найти очень трудно. Первым директором музыкального училища стал Александр Леонтьевич Горелов, приехавший в Астрахань по рекомендации Ф. Ф. Кенемана, композитора, пианиста и дирижера, заведовавшего Астраханскими музыкальными классами в 1897 – 1899 годах. Характеризуя деятельность А. Л. Горелова, М. А. Этингер отмечает, что в январе 1900 года А. Горелов принял участие в совещании директоров музыкальных классов и училищ РМО, состоявшееся в Петербургской консерватории, на котором были выработаны требования к выпускникам музыкальных учебных заведений РМО и дискутировался вопрос о превращении музыкальных классов в музыкальное училище. При А. Горелове в Астрахань были приглашены высокопрофессиональные специалисты, среди которых пианистки С. Г. Линквист, А. Г. Веприцкая, вокалисты Б. М. Казимиро, Р. И. Шпигель-Оленштейн, скрипачи Я. И. Адамский, Д. А. Дроканов, И. И. Гааг, воспитанник Московской консерватории. В период руководства А. Горелова (1900 – 1903 гг.) музыкальное училище окончили такие выпускники как М. Владимирова (впоследствии педагог-вокалистка, подготовившая в своем классе сестру, известную певицу, народную артистку СССР Валерию Барсову), Д. Манджиев (талантливый виолончелист из Калмыкии, выступавший на сценах Петербурга), В. Борисова (пианистка, певица и будущий педагог Астраханского музыкального училища). Анализируя деятельность А. Горелова, М. Этингер как исследователь, тщательно изучивший архивные материалы, связанные с краеведением, указывает на допущенную в Музыкальной энциклопедии неточность фактов [1, с. 10-11]. По его замечанию: «Астраханский период жизни Горелова в энциклопедии отражен неточно: ему приписывается основание в городе отделения Русского музыкального общества и музыкальных классов» [5, с. 29].

После отъезда А. Л. Горелова директором училища был назначен ученик Н. А. Римского-Корсакова, эстонец по происхождению, Артур Иосифович Капп, деятельность которого продолжалась 16 лет (до 1920 года). В эти годы музыкальное училище достигло расцвета. Особое внимание Артур Капп уделял кадровому составу педагогов, так, в училище ведущим было фортепианное отделение, где обучалось почти половина учащихся. Возглавляла отделение А. Г. Веприцкая, удостоенная звания старшего ординарного преподавателя, а в 1908 году награжденная золотой медалью. На фортепианном отделении в течение шестнадцати лет работал и сам А. И. Капп, под руководством которого училище окончила М. И. Иконицкая, впоследствии выпускница Московской консерватории, студентка профессора А. Г. Гольденвейзера, удостоенная золотой медали. При А. Каппе музыкальное училище окончила и прославленная певица, народная артистка СССР Валерия Барсова (Владимирова). Высокое профессиональное мастерство и крепкую подготовку учащихся демонстрировали и педагоги оркестрового отделения. Среди педагогов можно назвать польского музыканта, скрипача, впоследствии профессора Варшавской консерватории И. Ф. Яржембского, лучшим учеником которого был Г. С. Цейхенштейн, а также одаренного исполнителя и педагога М. Р. Ледника, позднее ставшего профессором Тбилисской консерватории. На вокальном отделении работал выпускник Петербургской консерватории Л. И. Клюзнер, награжденный в 1914 году за высокий профессионализм золотой медалью на анненской ленте. Его сын – известный советский композитор Б. Л. Клюзнер, получил первоначальное музыкальное образование в Астрахани. Основные музыкально-теоретические дисциплины – сольфеджио, контрапункт до 1920 года вел А. И. Капп. Как отмечает М. А. Этингер, особая заслуга РМО состояла в материальной поддержке одаренных и малоимущих учащихся училища. Кроме того, при музыкальном училище был создан хор любителей музыки, в котором числилось 60 постоянных участников. Таким образом, Астраханское музыкальное училище к 1916 году достигло расцвета благодаря деятельности руководителей, членов РМО, А. Л. Горелова и А. И. Каппа. При этом М. А. Этингер отмечает особую роль А. И. Каппа, поставившего музыкальное образование в Астрахани на высокую ступень развития.

Другое направление деятельности РМО в Астрахани было связано с организацией концертных программ собственными силами. Эта область работы и ее руководства определялась именами Ф. Ф. Кенемана, А. И. Горелова и А. И. Каппа. По наблюдению М. А. Этингера, «Коренной поворот в развитии музыкальной жизни Астрахани начался с сезона 1897/98 г. в связи с приездом высококвалифицированного музыканта Ф. Ф. Кенемана» [5, с. 22]. Этот одаренный человек, окончивший с большой золотой медалью Московскую консерваторию по классу фортепиано у Н. Зверева и В. Сафонова занялся активной концертной деятельностью, выступая в качестве пианиста, композитора и дирижера концертных симфонических программ. Уже в первый год своей работы в Астрахани Ф. Кенеман подготовил четыре большие концертные программы с участием симфонического оркестра. За два года пребывания Ф. Кенеману удалось значительно расширить концертный репертуар исполнителей. Деятельность этого замечательного музыканта для нас важна и тем, что по меткому наблюдению М. А. Этингера, Ф. Ф. Кенеман впоследствии стал профессором Московской консерватории, и самое главное, был другом и аккомпаниатором Федора Шаляпина. Среди сочинений Ф. Кенемана, созданных для известного певца, была баллада «Как король шел на войну», а знаменитую песню «Эй, ухнем» Шаляпин исполнял в обработке Кенемана.

После отъезда Ф. Ф. Кенемана его должность руководителя музыкальными классами и члена совета директоров Астраханского отделения РМО занял А. Л. Горелов, который до работы в Астрахани руководил симфоническими оркестрами под Петербургом. При А. Горелове, по наблюдению М. Этингера, концертная жизнь города приобрела небывалый размах, о чем свидетельствует создание постоянного симфонического оркестра, штат которого насчитывал 25 музыкантов, принимавший участие во всех концертах, организованных Астраханским отделением РМО. При этом концертная программа отличалась достаточной сложностью: звучали «Юпитер» Моцарта, симфонии № 3, 4 Бетховена, «Антар» и «Испанское каприччио» Римского- Корсакова. Впервые при Горелове отдельные собрания музыкального общества посвящались творчеству конкретного композитора: Баха, Верди, Чайковского. Римского-Корсакова. При А. Горелове также впервые в Астрахани стали осуществляться ежегодные постановки опер, о чем, как отмечает М. А.Этингер, писали местные газеты, при этом особенно популярны были постановки «Риголетто», «Демона», «Фауста». Однако вполне естественно, что для проведения масштабных мероприятий не всегда хватало высокопрофессиональных музыкантов, от чего страдало качество спектаклей, о чем не умалчивала критика, дававшая в газетах нелицеприятные оценки. К тому же вместе с постоянными репетициями, в которых принимал участие весь коллектив музыкального училища, снижался уровень подготовки специалистов из-за вынужденных пропусков занятий.

После неожиданного отъезда А. Горелова руководство музыкального общества долго не могло найти ему замену и только спустя год (в 1904 году) в Астрахань приехал Артур Иосифович Капп. Его концертная деятельность была связана с дальнейшим расширением репертуара оркестра. Артур Капп продолжает намеченную А. Гореловым музыкально-просветительскую деятельность, связанную с постановками оперных спектаклей, а также занимается организацией концертов, посвященных творчеству конкретных композиторов (Глинки, Рубинштейна, Чайковского, Аренского). Новое, что вносит в просветительскую деятельность А. Капп, по наблюдению М. Этингера, это пропаганда духовной музыки, которая раньше в Астрахани никогда не звучала. Будучи прекрасным органистом, он хорошо знал и сам исполнял хоралы, органные концерты. В лютеранской церкви, где в 1892 году был построен небольшой орган, А. И. Капп стал проводить концерты, на которых звучали произведения Генделя, Баха, Мендельсона. М. А. Этингер дает самую высокую оценку музыкально-просветительской деятельности Артура Каппа, называя его душой всех начинаний. И это вполне справедливо, поскольку маэстро выступал во всех концертах в разных ипостасях – как дирижер, солист органист, пианист, а также принимал участие в составе различных ансамблей. Кроме того, именно в Астрахани Артур Капп выступает в качестве композитора. Среди выдающихся музыкантов Астрахани М. А. Этингер отмечает искусство таких исполнителей как С. А. Синицына (меццо-сопрано, будущая солистка Петербургского оперного театра), А. И. Мозжухин (бас), Н. А. Папаян (колоратурное сопрано, солистка Мариинского театра), В. Барсова.

Несмотря на то, что музыкально-просветительская деятельность осуществлялась местными силами, руководство отделения РМО Астрахани стремилось приглашать на гастроли музыкантов не только из других городов, но из-за границы, конечно через связь с Главной дирекцией РМО. Как правило, приглашенные артисты гастролировали в Астрахани в так называемые летние сезоны, длившиеся с конца апреля и до ноября, проходившие в открытом в 1892 году здании летнего театра в саду «Аркадия». Среди множества известных имен музыкантов, выступавших в Астрахани, М. А. Этингер уделяет внимание гастролям выдающихся исполнителей. Среди них концерты русского народного оркестра им. В. В. Андреева (1891 год), концерты всемирно известной польской клавесинистки Ванды Ландовской, прибывшей в Астрахань со своим клавесином (1910). После 1910 года гастрольные выступления, как отмечает М. Этингер, заметно учащаются. Так, самым ярким выступлением в сезоне 1913/ 1914 года было выступление молодого Артура Рубинштейна, исполнившего сочинения Баха, Листа, Шопена, Брамса, переложение произведений Вагнера. Особое внимание М. А. Этингер уделяет гастролям Федора Ивановича Шаляпина, выступившего в Астрахани в четырех сезонах, но особый успех пришелся на гастроли 1909 и 1910 годов. Здесь Этингер приводит интересный исторический факт: в первом сезоне гастролей в 1899 году Шаляпин впервые в своей жизни выступал на оперной сцене в качестве рядового хориста. В 1910 и 1912 годах в Астрахани гастролировал симфонический оркестр под управлением С. А. Кусевицкого, при этом в качестве солиста оркестра выступил А. Н Скрябин, исполнивший свой фортепианный концерт. Одним из известных дирижеров, приезжавших с театрами, был прославленный Вячеслав Иванович Сук. В 1915 году в Астрахани состоялся авторский концерт известного композитора А. Т. Гречанинова. Благодаря такому подъему музыкального искусства и активной деятельности РМО в Астрахани в эти годы формируются национальные искусства, появляются национальные театры, как например, татарский, формируются армянское и немецкое музыкальные общества.

Таким образом, историческая роль Астраханского отделения РМО заключается в высоком служении музыкальному искусству, которое благодаря его руководству было поднято на должный профессиональный уровень, а активная музыкально-просветительская деятельность способствовала превращению Астрахани в культурный центр Нижнего Поволжья. Русское музыкальное общество создало мощные предпосылки для дальнейшего развития музыкального искусства: уже в советский период в городе были открыты музыкальные школы, училище культуры, филармония, консерватория, а также театр оперы и балета. Эта мысль проходит красной нитью в трудах М. А. Этингера, посвященных исследованию культуры Астрахани и имеющих важное значение в силу следующих обстоятельств. Во-первых, М. А. Этингер является первооткрывателем в области краеведения. Будучи музыкантом-профессионалом, он тщательно изучил большой архивный материал, воссоздав в исторической последовательности объективную картину развития музыкальной культуры города. О тщательности его исследования свидетельствуют многочисленные уточнения и поправки к имеющимся сведениям о роли той или иной исторической личности, содержащимся на страницах его исследований. Во-вторых, М. А. Этингер сам являлся большим пропагандистом музыкальной культуры Астрахани, выступая с лекциями, докладами на телевидении и радио, публиковал многочисленные рецензии в местной прессе [4]. Именно М. А. Этингеру принадлежит заслуга открытия в 1969 году Астраханской консерватории. Он был активным участником в подборке будущих кадров. Известна его переписка с М. П. Максаковой, которая согласилась быть педагогом консерватории, но, к сожалению, болезнь певицы помешала воплотить эти планы в жизнь. За большие заслуги перед городом и областью М. А. Этингер был награжден медалью почетного гражданина Астрахани. В-третьих, его труды до сих пор являются основными источниками в современном исследовании проблем музыкальной культуры Астрахани [3]. На сегодняшний день М. А. Этингер занимает ведущее положение в области Астраханского краеведения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М., 1974. Т.2.
2. Саввина Л. О Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» // Проблемы музыкальной науки / Глав. ред. Л.Н. Шаймухаметова. 2007. № 1. С. 167 – 168.
3. Саввина Л. Научная деятельность Астраханской государственной консерватории (академии) // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14 – 17 октября 2014 года / РАМ им. Гнесиных. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015.
4. Этингер М. Внимание музыкальному краеведению // Советская музыка. – 1983. – №1. – С. 99 -102.
5. Этингер М. Музыкальная культура Астрахани. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1987. 159 с.

Л. В. Саввина, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе АГК

С сайта АГК — https://astracons.ru/?p=21476#more-21476

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi