.

Хрущева Маргарита Геннадиевна

Родилась 16 ноября 1944 г. в Казани. Закончила теоретическое отделение Казанского музыкального училища (1964), теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории (1970), затем аспирантуру в НИО ЛГИТМиК (1979, научный руководитель доктор искусствоведения И.И. Земцовский). Педагогическую деятельность начинала как преподаватель дисциплин музыкально-теоретического цикла в Альметьевском музыкальном училище (1969-1971, Татарстан). С 1971 г. работает на кафедре теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (1986 – доцент, 1993 – и.о. профессора), преподает полифонию на музыковедческом и дирижерско-хоровом факультетах, а также теорию и историю музыкальной фольклористики, этнокультурологию Поволжья. Кандидат искусствоведения (1982, диссертация «Мелодика удмуртских календарных песен Увинского района Удмуртской АССР»). Ведет активную научную деятельность. Научные интересы связаны с исследованиями музыкального фольклора народов Поволжья и научно-методическими изысканиями. В 1976 – 2002 г. выступила с 68 докладами на международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных конференциях (12 из них – за рубежом). М.Г.Хрущева – автор почти 40 исследовательских работ. Ведет также и активную музыкально-критическую деятельность: ей принадлежит более 200 публикаций, в числе которых рецензии на концерты, драматические и музыкальные театральные спектакли, обзоры и творческие портреты. Член Союза композиторов СССР с 1988 г., Союза композиторов России с 1996 г. Входила в состав Фольклорной комиссии СК СССР (1980-1992). Ведет активную работу в Астраханской общественной организации Союза композиторов России: председатель правления (1996-1998), заместитель председателя правления (1998-2001), ответственный секретарь (с 2001 г.). Она является организатором первого полиэтнического концерта фольклорных групп и исполнителей-солистов Астраханской области (1989, Большой зал АГК), а также Всесоюзного научного семинара «Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики» (1989, Астрахань: Всесоюзная фольклорная комиссия СК СССР, АГК, ОНМЦ НТ, Областное Музыкальное общество), Всесоюзной научной конференции этнологов «Этногенез славянских, тюркских, финно-угорских и монгольских народов в свете данных фольклористики№ (1996, Астрахань: АГК, Департамент культуры Администрации Астраханской области, ОНМЦ НТ), Международной конференции по этнологическим исследованиям «Этническая история и народная культура» (1996, Астрахань: АО СК РФ, АГК, Департамент культуры Администрации Астраханской области). М.Г.Хрущева – автор проекта, организатор и председатель Оргкомитета Международной культурной акции «Дельта Волги – дельта Миссисипи: культурный контакт» и музыкального фестиваля «Астрахань – Новый Орлеан» (1997, Астрахань: АО СК РФ, Департамент культуры Администрации Астраханской области). Основные публикации Монография Удмуртская обрядовая и песенная традиция. – М.: «Композитор», 2001. Статьи Сизыылез келян но толэз пыртон // Молот, 1980, № 9 (на удмуртском языке) О песнях удмуртского календарного праздника Портмаськон Увинского района Удмуртской АССР // Финно-угорский музыкальный фольклор и его взаимосвязи с соседними культурами. – Таллинн, 1980. О некоторых особенностях строфики обрядовых песен удмуртов-калмезов: (Увинский район Удмуртской АССР)// Сб.тр. ГМПИ им.Гнесиных, – Вып.56. – М., 1981. Типовые свадебные напевы удмуртов-калмезов // Музыкальный фольклор и творчество композиторов Поволжья/ Сб.тр. ГМПИ им.Гнесиных. – Вып. 73. – М., 1984. О свадебных напевах удмуртов // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. – Таллинн, 1986. Обрядовые напевы калмезской группы удмуртов (музыкально-композиционные закономерности песенной строфики) // Музыка в обрядовой и трудовой деятельности финно-угров. Таллинн, 1986. Проблемы этномузыкальной культуры удмуртов // Проблемы этногенеза удмуртов. – Устинов, 1987. К изучению музыкально-стилевых диалектов удмуртского фольклора // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: вопросы теории и истории. -Казань, 1989. Песня в древнем удмуртском обряде Портмаськон // истоки искусства Удмуртии. -Ижевск, 1989. К проблеме диалектов в удмуртском музыкальном фольклоре // Sessiones sectionum: Dissertationes (Ethnologics et Folklorica of Congressus septimus internationalis fenno-ugristarum – 4. – Debrecen, 1990. Traces of Shamanism in the Udmurt ethnic tradition //Norhern religions and Shamanism. Ethnologica Uralica; Edited by Mihali Hoppal and Juha Pentikainen/Akademiai Kiado. – Budapest, – Finnish Literature Society. – Helsinki, 1992. Философские и социологические аспекты проблемы экологии традиционной культуры // Фольклор и современная культура финно-угров. – Саранск, 1993. Удмуртский календарный праздник «Быдзым нунал» («Великий день»)// Фольклор и современная культура финно-угров. – Саранск, 1993. Пентатоника – одна из универсалий музыкального мышления?: (К постановке проблемы)// Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. – Казань, 1995. Folk belief in the Udmurt system of the calendar Rituals// Folk belief today. – Tartu, 1995. Udmurt uskumuste ja kalendri tavade susteem//Rahvausund taa paeval/Eesti TA Eesi Kirjandusmuuseum. – Tartu, 1995. The Shamanic elements in the Udmurt Rites // Le Shamanisme: Perspectives Religieuses et Politiques / Represetstions des esprits et des relations aves les esprits. Rituel et societe. Chamanis et pos sessions / International society for Chamanic Research: Quatrieme Conference Chantilly. – I Septembre I. – Paris, 1997. О периодизации истории европейского искусства (К теории «пульсации»)// Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции. – Астрахань, 1997. The Receiving of Guests Rite in the Udmurt Tradition // The Family as the Tradition Carrier: Conference Proceedinge. Volume 2. / Nordic Institute of Folklore, Institute of the Estonian Language. Tallinn, Estonia, 1997.

Музыкальная культура Астрахани // История Астраханского края. – Астрахань, 2000.

Традиции полифонических циклов «Прелюдии и фуги» в творчестве российских композиторов ХХ века // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. – Астрахань, 2001. Категории пространства и времени в этнической художественной системе (к проблеме психологического времени в музыкальном фольклоре)// Традиции живая нить. Вып.7. – Астрахань, 2002.

Нотные публикации

Vikar Kaslo – Szij Eniko. ERDOK ENEKE Finnugor nepek 100 nepdala – METSIEN LAULU 100 suomalais-ugrilaisten kansanlaula – SONGS OF THE FOREST 100 Folk Tuns of Finno-Ugric Peoples – ПЕСНЯ ЛЕСОВ 100 народных песен финно-угров. – Corvina – Hungary, Budapest, 1985. Лит.: Хрущева Маргарита Геннадиевна // Энциклопедия «Лучшие люди России». – Т. IV. –Ч. II. – М.: Спец-Адрес, 2005. Вып. 7. – 736 с. – С. 586. (Материалы будут дополнены в ближайшее время)