.

Саввина Людмила Владимировна

Людмила Владимировна Саввина родилась в 27 июня 1947 года. В 1966 году после окончания Астраханского музыкального училища им М.П.Мусоргского поступила в Горьковскую государственную консерваторию им. М.И.Глинки. После окончания консерватории в 1971 г. стала работать в Астраханской государственной консерватории в качестве преподавателя кафедры теории и истории музыки. В 1976 г. поступила в аспирантуру Ленинградского института театра, музыки и кинематографии им. Н.Черкасова. В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию «Соотношение мелодии и гармонии в произведениях Д.Шостаковича» (науч. рук. доктор искусствоведения М.Г. Арановский). В Астраханской консерватории читает самостоятельно разработанный курс современной гармонии и курс анализа музыкальных произведений. Большое значение в деле подготовки высококвалифицированных кадров имеет работа Л.В. Саввиной в специальном классе, который под ее руководством окончили 67 музыковедов: семь из них завоевали призовые места и дипломы всероссийских (а ранее и всесоюзных) конкурсов на лучшую студенческую научную работу по специальности «музыковедение». Семь выпускников класса Л.В. Саввиной в последствии продолжили обучение в аспирантуре. Научная деятельность Л.В.Саввиной связана с проблемами современной гармонии. Ею опубликованы монография, 30 статей и докладов. На протяжении 10 лет активно выступала в качестве лектора общества «Знание», прочитав около 500 лекций. Являлась также лектором Института усовершенствования учителей, Астраханского Рыбвтуза и Астраханского педагогического института им. С.М.Кирова. Л.В. Саввина выступает в качестве автора и ведущей теле- и радиопередач. На астраханском телевидении она подготовила четыре передачи о творчестве В.В. Андреева. В нескольких радиопередачах она познакомила слушателей с событиями второго, третьего и четвертого фестивалей «Астраханские вечера современной камерной музыки». Одна передача была подготовлена специально для Голландского радио. С 1998 г. Л.В. Саввина является членом Союза композиторов России. В этом же году она удостоена почетного звания «заслуженный работник высшей школы». Доктор наук – 2010 год

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

1. Специфика взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Д. Шостаковича // Традиции и новаторство в музыке: Тезисы межреспубликанской научной конференции, посвященной 60-летию образования Казахской ССР и компартии Казахстана. – Алма-Ата, 1980. 2. Критерии согласия и противоречия мелодии с гармонией в произведениях Д. Шостаковича. – М.: Музыка, 1981. 3. Мелодизация вертикали в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме варьирования аккордов терцовой структуры) // ХХVI съезд КПСС и актуальные проблемы культуры и искусства: Тезисы III Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства. – М., 1981. 4. Влияние мелодии на гармонию в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме варьирования аккордов терцовой структуры). – М.: Музыка, 1982. 5. Особенности взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме соотношения конкорданса и дискорданса) // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Сб.статей ГМПИ им. Гнесиных. Вып.63. – М., 1982. 6. Песни о войне и мире (методические рекомендации в помощь лектору). – Астрахань: Знание, 1984. 7. Молодежь и музыка (методические рекомендации в помощь лектору). – Астрахань: Знание, 1985. 8. XXVII съезд и задачи массовой музыки для молодежи // Пути совершенствования форм и методов эстетического воспитания молодежи Астраханской области: Тезисы выступлений научно-практической конференции. – Астрахань, 1988. 9. Вопросы анализа современной гармонии (методические рекомендации). – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 1992. 10. Вступительная статья к буклету IV Международного фестиваля “Астраханские вечера современной камерной музыки”. – Астрахань: Волга, 1992. 11. Вступительная статья к книге “И.Лаптев. Авторский концерт”. Вып.1. – Астрахань: АГПИ, 1992. 12. История музыки. Учебно-методическое пособие // Программы дополнительных специальностей.– Астрахань: АГПИ, 1992. 13. Музыкальный инструмент. Учебно-методическое пособие // Программы дополнительных специальностей. – Астрахань: АГПИ, 1992. 14. Вечный свет в музыке // Музыка в школе. – Астрахань: АГПИ, 1993. 15. К вопросу о восприятии мелодии с гармонией в серийных произведениях А.Шенберга // Восприятие музыкальных произведений как проблема искусства и художественного воспитания. – Краснодар, 1993. 16. Особенности звуковысотной организации в сочинениях Шенберга // Современная музыка: актуальные проблемы: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань, 1993. 17. О стилевых связях гармонии Мессиана // Стилевые тенденции музыки ХХ века: Тезисы Всероссийской научно-теоретической конференции. – Астрахань, 1995. 18. К вопросу диалектики соотношения мелодии с гармонией (на материале произведений Прокофьева и Шнитке) // Художественная культура и современность. Вып.2. – Астрахань, 1996. 19. Вступительная статья к книге “И.Лаптев. Авторский концерт”. Вып.2. – Астрахань: АГПИ, 1997. 20. Гармония Скрябина в контексте основных направлений русской живописи конца XIX начала ХХ века // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры: Тезисы Всероссийской научной конференции. – Астрахань, 1999. 21. Музыка и живопись начала ХХ века: в поисках общих закономерностей // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.2. – Астрахань, 2000. 22. Скрябин и Рославец: на пути к серийной музыке // Культура и образование / Культура и образование на рубеже тысячелетий. – Тамбов, 2000. 23. Гармония Шостаковича в контексте авангардных направлений начала ХХ века // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Тезисы Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2001. 24. “Олимпиада – 2001” для учащихся музыкальных училищ. – Астрахань, 2001. 25. Шостакович и авангардные направления ХХ века: от футуризма к экспрессионизму // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып. 3. – Астрахань, 2001. 26. Звуковысотная организация музыки ХХ века как объект семиологического исследования // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.4. – Ростов-на-Дону, 2002. 27. Звуковысотные коды как способ музыкальной коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.5. – Ростов-на-Дону, 2002. 28. К вопросу о типологии музыкальных кодов // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002 года. – Астрахань, 2002. 29. Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории. Монография. – Ростов-на-Дону, 2002. 30. Астраханской государственной консерватории – 35: Буклет. – Астрахань: Новая линия, 2004. 31. Программа-конспект по современной гармонии. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. 32. Слово об учителе: память сердца // М.А. Этингер: учёный и педагог: Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. 33. Эволюционные семиотические процессы звуковысотных кодов // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. 34. Этингер: учёный и педагог // Южно-Российский музыкальный альманах-2004. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2005. 35. Отчет о проведении Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2. – Астрахань, 2006. 36. Проблемы семиотики и современное теоретическое музыкознание // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 1-2 декабря 2005 года. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006. 37. Сведения о научной и творческой деятельности педагогов, студентов и аспирантов Астраханской государственной консерватории (апрель-ноябрь 2006 года) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2. – Астрахань, 2006. 38. Семиотические проблемы исследования звукоорганизации музыки ХХ века // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Ч 1. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006. 39. Семантика гармонии Н.Рославца // Музыкальная семантика и проблемы художественного творчества. – Ростов-на-Дону, 2007. 40. Шостакович: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 1-2 марта 2007 года. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.  

СОСТАВЛЕНИЕ, РЕДАКТИРОВАНИЕ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КНИГ, СБОРНИКОВ СТАТЕЙ, ПРОГРАММ

Главный редактор:

Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Ч. 1. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006. – 440 с. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Ч. 2. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006. – 300 с. Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 1-2 марта 2007 года. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. – 360 с.

Редактор-составитель, ответственный редактор:

Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. – 313 с. Астраханской государственной консерватории – 35: Буклет. – Астрахань: Новая линия, 2004. – 20 с. Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 1 (сентябрь 2005 – март 2006). – Астрахань: Новая линия, 2006. – 32 с. Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2 (апрель – ноябрь 2006). – Астрахань: Изд-во Астраханской государственной консерватории, 2006. – 44 с. Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 3 (декабрь 2006 – май 2007). – Астрахань: Изд-во Астраханской государственной консерватории, 2007. – 50 с. М.А. Этингер: ученый и педагог: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. – 153 с. Музыкальное искусство и наука в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов 18 мая 2006 года. – Астрахань-Ростов-на-Дону: Фолиант, 2006. – 310 с.  

Рецензирование и редактирование книг, брошюр, программ, сборников статей:

Баева С.П. Некоторые особенности работы над музыкальным диктантом. – Астрахань, 1991. Белик П.А. Теоретические основы оркестровой фактуры в классе инструментовки. – Астрахань, 1989. Белюсенко В.Н. Исправление «детскости» высоких голосов. Выработка сопранового голоса. – Астрахань, 1991. Возрождая традиции. Свадебный обряд астраханских липован. Автор-составитель И.В. Тарасова. – Астрахань, 2007. Власенко Л.П. Влияние различных типов дыхания на развитие певческого голоса в условиях работы с хором (методические рекомендации для преподавателей музыкальных училищ, учителей музыкальных, общеобразовательных школ, руководителей хоровых коллективов). – Астрахань, 1989. Власенко Л.П. О содержании и произношении текстов мессы и реквиема (методические рекомендации для руководителей хоровых коллективов, преподавателей, студентов и учащихся дирижерско-хоровых отделений музыкальных вузов и училищ). – Астрахань, 1988. Власенко Л.П. Панорама музыкальной жизни Астрахани. Очерки, портреты, заметки. – Ростов-на-Дону, 2004. Волынкин Б.И. Некоторые методические вопросы работы со студентами начальных факультетов в пединституте. – Астрахань, 1990. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Сборник трудов. – Астрахань, 1992. Дунчева Г.А. Особенности работы с хором в музыкальном училище. – Астрахань, 2001. Дунчева Г.А. Русская духовная музыка (программа-конспект для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ). – Астрахань, 1995. Егоров В.М. Хоровая обработка (методическое пособие для преподавателей высших и средних музыкальных заведений и руководителей музыкальных коллективов). – М., 2000. Егорова С.А. О необходимости применения основных положений учения Б.Асафьева об интонации в воспитании мышления музыканта (методические рекомендации для студентов). – Ровно, 1988. Егорова С.А. Штриховая культура как часть художественной техники пианиста (методические рекомендации для преподавателей и студентов музыкальных вузов и училищ). – Астрахань, 1994. Ершова Е.Д. Принципы формообразования в творчестве С.Губайдулиной (статья) // Вопросы формы и творчества советских композиторов: Сборник статей. – Саратов, 1991. Ершова Е.Д. Принципы формообразования в творчестве Э.Денисова (статья) // Вопросы формы и творчества советских композиторов: Сборник статей. – Саратов, 1991. Иванов М.Г. Единство художественных и технических задач в работе над этюдами Ф.Шопена (в полемике с А.Корто). – Астрахань, 1980. Иванов М.Г. Игра по слуху, транспорт, импровизация – необходимые элементы творческой фортепианной педагогики. – Астрахань, 1989. Иванов М.Г. Метод технических вариантов в работе пианиста. – Астрахань, 1989. Казанцева Л.П. Стилистическое обновление классических форм в современной музыке (методические рекомендации). – Астрахань, 1991. Комяков С.Е. Исследование эффективности новых приемов в методике воспитания певческого голоса (статья) // Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства: Сборник статей. – Саратов, 1979. Круглова Л.А. Новые исполнительские приемы в фортепианной музыке ХХ века (методические рекомендации для преподавателей музыкальных училищ и училищ искусств). – Астрахань, 1991. Круглова Л.А. Педализация в фортепианных сочинениях советских композиторов 60-80-х годов (методические рекомендации для преподавателей музыкальных училищ и училищ искусств). – Астрахань, 1998. Лаптев И.Г. Музыка в общеобразовательной школе (методические рекомендации). – Астрахань, 1985. Лаптев И.Г. ЭВМ – практические возможности контроля знаний студентов (на примере предмета «Музыка»). – Астрахань, 1989. Леонидов Р.Л. Решение музыкально-технических задач в процессе освоения первой части скрипичного концерта О.Ридинга (№ 1, си-минор). Методические рекомендации для педагогов ДМШ. – Астрахань, 1990. Музыка в общеобразовательной школе: Материалы, рекомендации. Вып.10. – Астрахань, 1989. Пахомов В.Г. О звуке (методические рекомендации). – Махачкала, 1989. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий ХХ века. – Астрахань, 2007. Петрова Ю.С. Программа по дисциплине «Фортепиано» для музыкальных училищ по специальности 0504 «Теория музыки». – Астрахань, 2004. Проблемы современной музыкальной культуры: Тезисы всероссийской научной конференции. – Астрахань, 1991. Рало А.Н. Теория обучения игре на ударных инструментах: Монография. – Астрахань, 2002. Рязанцев А.А., Давыдова А.Ф. Методика проведения занятий по физическому воспитания для лиц страдающих близорукостью. Методические рекомендации для преподавателей физического воспитания учебных заведений музыкального профиля. – Астрахань, 1989. Свиридова А.В. Драматургические принципы музыкальной фактуры (на примере жанра струнного квартета) (статья) // Фактура в системе музыкально-выразительных средств: Сборник статей. – Красноярск, 1991. Синева Н.В. О некоторых особенностях работы режиссера в музыкальном Вузе (статья) // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. – Астрахань, 1981. Сулейманова Л.М. Бетховен. Соната, соч.27 № 1. Методические рекомендации в помощь преподавателей музыкальных учебных заведений культуры и искусства. – Краснодар, 1990. Шубный В.П. Пути активизации профессионального обучения. – Астрахань, 1991.  

ОТЗЫВЫ НА ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Бергер Н.А. Гармония как пространственная категория: Автореферат дисс… канд. иск. – Л., 1989. Бычков Ю.П. ??? Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности (историко-культурный и дидактический аспекты): Диссертация… канд. иск. – Ростов-на-Дону, 1995. Круглова Е.В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство (на примере сочинений Г.Ф. Генделя): Автореферат дисс… канд. иск. – Ростов-на-Дону, 2007. Курегян Т.С. Эволюция музыкальных форм в творчестве советских композиторов 50-70-х годов: Автореферат дисс… канд. иск. – М., 1980. Лившиц Д. Феномен импровизации в джазе: Автореферат дисс… канд. иск. – Нижний Новгород, 2003. Любовский Н.Ю. Хорал и хоральность в западноевропейской музыке ХIХ века: Диссертация… канд. иск. – Л., 1989. Маклыгин А.В. Сонорика в музыке советских композиторов: Автореферат дисс… канд. иск. – М., 1985. Михайлова А.А. Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна: Автореферат дисс… канд. иск. – Саратов, 2006. Моисеева Д.И. Трактовка сонатно-симфонического цикла в творчестве С.С. Прокофьева: Автореферат дисс… канд. иск. – Л., 1988. Русанова Н.Р. Камерно-вокальное творчество С.В. Рахманинова. Поэтика жанра и вопросы исполнительской интерпретации: Диссертация… канд. иск. – Саратов, 2006. Официальное оппонирование. Синявская Н.А. Оперное творчество Пауля Хиндемита в связи с идейно-эстетической эволюцией композитора: Автореферат дисс… канд. иск. – Л., 1987. Сыров В.Н. Симфоническое творчество Б.Тищенко. Проблемы драматургии и стиля: Автореферат дисс… канд. иск. – Л., 1981. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке: Автореферат дисс… докт. иск. – М., 1997.    

1995

1997

1998

1999

2001

2002

2003

2005

2007

   

ВЫПУСКНИКИ Л.В. САВВИНОЙ – ЛАУРЕАТЫ И ДИПЛОМАНТЫ КОНКУРСОВ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ МУЗЫКОЗНАНИЯ

1) Кирносова Е.И. – диплом Минвуза СССР (1981) 2) Макарова Т.Г. – почетная грамота Минвуза СССР (1982) 3) Стрибезова И.В. – лауреат (II место) Всероссийского конкурса научных работ в области музыкознания, организованного ГМПИ им. Гнесиных (1985) 4) Дорджиева Г.Э. – лауреат (II место) Всероссийского конкурса научных работ в области музыкознания, организованного Новосибирской государственной консерваторией (1994) 5) Шарганова Я.А. – дипломант Всероссийского конкурса научных работ в области музыкознания, организованного Российской академией музыки (РАМ) им. Гнесиных (1997) 6) Петров В.О. – дипломант Всероссийского конкурса научных работ в области музыкознания – 2002, организованного Российской академией музыки (РАМ) им. Гнесиных (2002); доклад «Музыкальный текст и его бытование в социуме (культурологический аспект)» занял I место на Международной научной конференции «Векторы развития современной России-2004», проводившейся Российско-Британским поствузовским университетом, Правительством РФ и МВШСЭН (2004) 7) Ермилова Л.Г.– лауреат (II место) Всероссийского конкурса научных работ в области музыкознания – 2003, организованного Российской академией музыки (РАМ) им. Гнесиных (2003)  

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ Л.В. САВВИНОЙ

2006 Петров В.О. Фортепианный дуэт ХХ века: вопросы истории и теории жанра (защита состоялась в 2006 году)

В 2007 году под руководством Л.В. Саввиной продолжается работа над кандидатскими диссертациями: Зубарева Т.В. Системный подход к процессу голосообразования певца на основе единства слова и музыки Казарьян Р.З. Влияние вибрафонного репертуара на развитие музыкального мышления исполнителя на ударных инструментах Шарганова Я.А. Возрождение идей космизма в отечественной музыке последней трети ХХ века   Основные публикации Монография Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории. – Ростов-на-Дону, 2002. Статьи: Специфика взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Шостаковича. – Алма-Ата, 1980. Особенности взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме соотношения конкорданса и дискорданса) // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Тр.ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1982. Вып.63. К вопросу о диалектике соотношения мелодии с гармонией (на материале произведений Прокофьева и Шнитке) // Художественная культура и современность. Вып.2. – Астрахань, 1996. Шостакович и авангардные направления ХХ века: от футуризма к экспрессионизму. // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.3. – Астрахань, 2001. Музыка и живопись начала ХХ века: в поисках общих закономерностей // Проблемы межкультурной коммуникации. Вып.2. – Астрахань, 2000. Звуковысотная организация музыки ХХ века как объект семиологического исследования // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.4. – Ростов-на-Дону, 2002. Тезисы К вопросу восприятия мелодии с гармонией в серийных произведениях А.Шёнберга // Восприятие художественных произведений как проблема искусствоведения и художественного воспитания. – Краснодар, 1993. Лит.: Хрущева М. Свежий ветер в паруса судьбы // «Волга»; Савина Людмила Владимировна // Энциклопедия «Лучшие люди России». – Т. IV. –Ч. II. – М.: Спец-Адрес, 2005. Вып. 7. – 736 с. – С. 484. (Информация будет дополенена)