.

Калиниченко Наталия Николаевна

Наталия Николаевна Калиниченко родилась 28 июля 1952 года в Симферополе. Окончила Астраханское музыкальное училище им. М.П.Мусоргского (1972), ГМПИ им. Гнесиных (1978) по специальности «музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» и там же аспирантуру (1983, научный руководитель М.Э.Риттих).
Работала учителем фортепиано и музыкальной литературы в ДМШ с. Харабали Астраханской области (1972 – 1973), преподавателем кафедры теории и истории музыки в Орловском филиале Московского государственного института культуры (1978 – 1982). С 1983 года преподает в Астраханской государственной консерватории (старший преподаватель,1988, доцент, 1995), с 1986 параллельно и в Астраханском музыкальном училище им. М.П.Мусоргского. В консерватории ведет специальный курс истории русской музыки и специальность. В музыкальном училище преподает различные дисциплины музыкально-теоретического цикла (в том числе и музыкальное содержание), а также разработала авторские курсы «Старинная музыка», «Музыкальная журналистика», «Музыкальная риторика», «Музыкальные стили ХХ века».
Кандидат искусствоведения (1994, кандидатская диссертация «Малый роспев в творчестве древнерусских роспевщиков»). Член Союза композиторов России с 2001 г.
Исследовательские интересы связаны с проблемами русского му-зыкального искусства, анализа, музыкального содержания, музыкальной эстетикой и педагогикой. Выступала на 20 международных, всесоюзных, всероссийских и других научных конференциях. Ведет активную лекторскую и просветительскую деятельность (более 100 выступлений).
Основные публикации
Статьи:
Певческая азбука // Муз.жизнь, 1984, № 22.
Каким быть курсу истории русской музыки в институте культуры // Вопросы преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Тр. ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1985. Вып. 81.
О малом роспеве // Русская хоровая музыка XYI – XYIII в.: Тр. ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1986. Вып.83.
Изучение проблемы многороспевности и применение библиогео-графических данных // Из истории духовной музыки. – Ростов-на-Дону, 1992.
Хоровые произведения Баха и Генделя (особенности формообразования) // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр. – Новосибирск, 1994.
Применение библиогеографических данных при изучении мно-гороспевности // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория практика: Материалы междунар. научных конференций/РАМ им. Гнесиных. – М..1994.
О творчестве древнерусских роспевщиков// Проблемы музыкальной культуры; Прошлое и современное. – Самара, 1985.
О различных «точках зрения» в древнерусских литургических песнопени-ях// Вопросы музыкального содержания: Тр. РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. Вып.136.
Цикл Мусоргского «Картинки с выставки» и художественная культура XIX века // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. – Астрахань, 1997.
Выпускники Петербургской консерватории в Астрахани конца XIX ? начала XX века //Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе (1862 – 2002): Материалы международной научной сессии. – СПб., 2002.
Традиционные риторические формулы в творчестве М.И.Глинки // Музы-кальное содержание: наука и педагогика. – Астрахань, 2002.
Тезисы:
Некоторые аспекты исследования малого роспева // Всерос.фетиваль «Нев-ские хоровые ассамблеи»: Материалы всерос. науч.-практич. конф. «Про-шлое и настоящее русской хоровой культуры». – СПб., 1984.
Певческие рукописи в собрании А.С.Уварова // Музыкальная культура Средневековья: тезисы и доклады конференций. – Вып.2. – М., 1992.
Авторское восприятие в произведениях древнерусского искусства // Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания: Тезисы всерос. науч.-практич.конф. – Краснодар, 1993.
Философско-музыкальная концепция в опере Римского-Корсакова «Садко» // 100 лет русской музыки (1890-1990): Вопросы теории, истории, традиций и новаторства : Тезисы докл. науч.конф. – Петрозаводск, 1995.
О понятии «интерпретация» // Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы всерос. нач.-практич.конф. – Астрахань, 1995.
Анализ музыкальных произведений и развитие профессиональных навыков дирижеров хора// Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов сферы азбука // Муз.жизнь, 1984, № 22.
Современная музыка и деятельность лектора // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры: Тезисы Всерос. науч. конф. – Астрахань, 1999.
Риторика в системе предметов гуманитарного цикла // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса: В 2 т. – Т.1. – Волгоград, 2000.
О преподавании риторики в музыкальном училище // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы науч. конф. – Тамбов, 2000.
Сочинение музыки как одна из форм творческой работы учащихся-пианистов на уроках музыкальной литературы в ДМШ //Фортепианное исполнительство и педагогика: традиции и современность: Тезисы докладов Российской науч.-практич. конф. – Астрахань, 2002.
О перспективах изучения диалога в музыке // Музыкальное творчество на пороге Третьего тысячелетия: Тезисы докладов Междунар. науч.-практич. конф. – Астрахань, 2002.
Буклет:
100 лет: Астраханское музыкальное училище им. М.П.Мусоргского. – Астрахань, 2000.
Лит: Калиниченко Наталия Николаевна // Энциклопедия «Лучшие люди России». – Т. IV. –Ч. II. – М.: Спец-Адрес, 2005. Вып. 7. – 736 с. – С. 262.

(Список публикаций – см. отдельно)

Примечание: материал будет дополнен в ближайшее время