.

Творческие кометы в астраханском звездном небе

На сцене Астраханского государственного театра Оперы и Балета (художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин) 21 января 2018 года  прошла опера «Тоска» Дж. Пуччини. Солисты: Рамон Варгас (Мексика) – партия Марио Каварадосси; Лиза Хубен (США) – партия Флории Тоски; Энрико Моруччи (Италия) – партия Скарпиа. Солисты, хор и оркестр театра.

В академических структурах и классической музыке приглашенные солисты, дирижеры – не столь редкое явление. И достаточно распространенная практика. В Астрахани это тоже было, и раньше, и вот теперь. Правда интенсивность была разной, и тому были разные причины. Просто в одних городах, странах это делается регулярно и является частью политики конкретного театра. Для других, как наш астраханский – это, скорее всего явление все же нечастое. Поэтому и кажется неординарным.

В Астрахани сложилась вполне профессиональная труппа, за плечами которой не только десятилетия совместного творчества, престижные музыкальные вузы, опыт работы в других театрах, гастрольные туры, в том числе и в дальнее зарубежье, сложные программы, оригинальные и технически сложные постановки, которые позволяли выступать в фестивалях высочайшего уровня. Не будем забывать и то, что театр, при всей сложности акустики зала, является одним из современных в России. Поэтому такое «подкрепление» приглашенными солистами особо, кажется, и не нужно.

Но гостевые появления в сложившемся репертуаре все же необходимы. И это не мода.

Такая ситуация включения в спектакли знаменитостей становится побудительным мотивом для привлечения внимания к самому театру, его творческим поискам, наконец утверждению/подтверждению статуса среди руководителей региона и творческой элиты. Приглашенная звезда как бы помогает принимающей труппе привнести новые горизонты для творчества, технику и вдохновение, утвердиться в правильности избранного пути. Да и слушателям всегда интересно понять, каков уровень их оперных любимчиков, и в то же время хочется разнообразия. Я, например, не смогу точно сказать, сколько раз в нашем театре смотрел «Тоску», «Евгения Онегина», «Бориса Годунова», балетные постановки. Десятки раз. И делал это всегда с неподдельным интересом.

Не будем забывать еще и про, простите, и театральный бизнес. Ведь определив с определенным риском билеты стоимостью в 4-5 тысяч рублей, театр мог получить полупустой зал. Ан нет, не случилось! Мы понимаем, что финансирование таких проектов обходится недешево и влюбленные в высокое искусство горожане поддержали идеи руководства и театра.

Еще один аспект: для местной труппы такие, порой, известные и, что там говорить, возрастные гости удерживают интерес и к себе, и к молодым исполнителям. Мне понравилась фраза Рамона Варгаса, который сказал, что он как бы оценивает себя как спортсмена. То есть, «укладывается он на стометровке в 10 секунд или нет. Другими словами – в творческой форме или нет. Поэтому, если да, то это время, которое быстротечно, надо использовать максимально»! Для исторической преемственности это исключительные обстоятельства. Вспоминается, как яркий пример, приезды на фестивали им. В. Барсовой и М. Максаковой пианиста Давида Лернера, который в свои 102 года продолжал концертировать, исполнять сложнейшие произведения, например, С. Рахманинова. Да, дотошный пианист услушал неточности в звукоизвлечениии, может быть даже ошибки. Но все понимали, что это уже сложившийся мастер и он, в какой-то степени, выражал славную эпоху советской фортепианной школы.

Тоже и с другими специальностями, включая и музыковедческое направление.

Поэтому, недавний приезд в Астрахань Рамона Варгаса, Лизы Хубен, Энрико Моруччиэто не только дань традиции, но вполне закономерный и предполагаемый для современного театра, шаг. Внешняя составляющая вполне понятна и поддержана абсолютным большинством. Свидетельство тому – переполненный зал и многоминутные аплодисменты по завершению спектакля. А вот для внутренней «кухни», то, что обычно скрыто от глаз слушателей, для профессионалов с последующими обсуждениями как с приглашенными солистами, так и между собой – это особая школа. Невольно, многие пришедшие в этот вечер сравнивали одних исполнителей с другими, и мнения, разделялись, порой, кардинально. Но это тоже заставляло человека размышлять, думать, анализировать, сопоставлять. В общем, внутренне продолжать как бы творить уже и после свершившегося факта.

Приглашение иногородних и зарубежных исполнителей является и причиной для способов разнообразить астраханским певцам свое собственное исполнение, посмотреть на него критически, как бы со стороны. Может и в чем-то еще больше утвердиться, а что-то изменить в своих действиях существования на сцене. Доводившихся слушать в антракте и после спектакля суждениях солистов нашего астраханского театра явными были слова восхищения, но и критического, корректного анализа. Можно понять и оперных «звезд», которые, в отличие от местных артистов, попали в другое измерение: иной часовой пояс (а голос, как инструмент, живет своей определенной жизнью и утром, например, он чаще всего не звучит). Тут все может отличаться, вплоть до особенностей климатических. Тут и другая акустика, и декорации театра. А главное, при всем том, что произведение, чаще всего исполняемое во многих странах десятилетиями, звучит всякий раз как бы заново. Здесь и меняются темпы, даже бывают непривычные купюры в партитурах. Не будем забывать и о языковых барьерах. Даже на генеральном «прогоне», прошедшем накануне, и на самом спектакле были еле заметные отличия. Так что нагрузка на приглашенного артиста ложится архиогромная. И, к слову, я помню, как в этой же опере, очень давно произошел один казус с одним известным приглашенным в наш город артистом, который во время спектакля просто потерял …голос. И в связи с этим, после нереально огромного антракта, убрав из партитуры и главного героя, и весь его музыкальный материал, сделав невообразимые купюры, тогда еле-еле закончили спектакль.

Поэтому, нынешняя постановка  «Тоски» прошла восхитительно, практически без замечаний. Ну а некоторые внешние составляющие… Они конечно были. Например, несколько человек, даже после уже традиционных громких неоднократных упоминаний, свои телефоны не спрятали и продолжали общаться во время спектакля с потусторонними собеседником СМС-ками, беседовали почти в голос, обсуждая перипетии сюжета, костюмы, манеру держаться на сцене, вокальные данные и т.д. Наверное, так себя обычно ведет обыватель перед телевизором в хорошей компании друзей, или в маршрутке, когда «по секрету всему свету» передается некая информация, абсолютно не интересная в данный момент окружающим незнакомым ему людям. Более того, мешающая сосредоточиться на главном и получать удовольствие, размышлять о бренности земного существования.  Да и в финале, когда подавляющее большинство стоя, несколько продолжительных минут аплодировала и выкрикивала слова одобрения, часть все же поспешила в гардероб. Впрочем, их тоже понять можно: поздний вечер, транспорт к этому времени в нашем городе замирает, ну а на такси, возможно, ездить не у всех получается. Много раз, кстати говорили, о необходимости позаботиться после таких массовых мероприятий о коммерческих автобусах. В Санкт-Петербурге и других городах России эта практика давно отработана. Праздник должен оставаться праздником, если мы думаем о горожанах и наших гостях.

В тоже время, увлечением приглашенных артистов не стоит увлекаться. Я уже не говорю, что это финансовозатратно, но это может, как мне кажется, нести некие негативные последствия: появятся ограничения для местных исполнителей в пользу гостей, а значит и возможности творческого роста для своих. Оперные гости приезжают и уезжают, а главную нагрузку все же несут свои родные солисты театра. Пусть будет так и дальше. С чем можно это сравнить? Пожалуй, с кометой, которая, как правило, очень яркая и запоминается надолго, но оставшиеся в ночном небе звезды светят постоянно и, кажется, вечно. До следующей кометы, которая может на некоторое время вновь затмить свечение известных галактик. Поэтому пройдет время, и вновь мы отправимся в наш Астраханский государственный театр оперы и балета за новыми впечатлениями и встречей с высоким искусством.

DSC_5375 - копия

К. Гузенко

 

В рубриках: События