.

Дреды, джинсы и косуха… или – какая музыка нам нужна?

  Концерт современной музыки студентов Астраханской государственной консерватории прошел в малом зале 6 декабря 2017 года. И это стало доброй традицией. К сожалению, массового слушателя она не собрала: в зале было несколько человек. Периодически туда входили и выходили студенты, педагоги, видимо, привлеченные звуками музыки. А послушать было что. 

Мнения о концерте разделились. (И с одним из самых «резких» мы познакомим вас позже). Одни увидели налет экспериментальности, поиска, в форме подачи материала, где сочетались традиционные произведения и исполнительские приемы с несколько странными, мягко говоря, не типичными для академичекого вуза «тяжелым роком», завершившего в уже практически опустевшем зале этот концерт. Бурно чем другие было поддержано, пожалуй, выступление дуэта толстяков (Игорь Жартовский, Дмитрий Белокоз). Слушатели отмечали юмористичность их выступления, напоминающего больше студенческий стэм, пародию на увеселительные номера банкетов и личных праздников. Смело. Но спорно, пожалуй, для такого концерта. А еще – «жесткая» современная обработка народной песни «Как я молода загуляла». Впрочем, в конце рабочего и трудного дня выглядело это забавно и непритязательно. В общем, повеселили и озадачили.
А отметить, все же надо «классические» выступления, и особенно артистизм, исполнительское мастерство, которые продемонстрировали Надежда Серякова, Ляззат Кенжегарина; Лев Литвинов, Иван Портовой; Екатерина Пегова, Владислав Дорожкин, Елена Ситникова. Очень выразительно, тихо и аккуратно прозвучали казахские мотивы. Самым спорным оказался финал концерта (но об этом позже).
ПРОГРАММА и участники концерта:
1. Педро Иттюральд Греческая сюита в 4-х частях. Исп. Лев Литвинов, Иван Портовой
2. Арно Бабаджанян Соната для скрипки и фп. 1 ч. Исп. Надежда Серякова, Ляззат Кенжегарина
3. Джон Вильямс музыка из к/ф «список Шиндлера». Исп. Марина Кожакина, Анна Жукова
4. Иван Портовой, фрагмент из 2х песен стихи А. Блока "Голос в тучах". Исп. Елизавета Целикова, Иван Портовой
5. Мирослав Скорик. Мелодия из к/ф «Высокий перевал». Исп. Оксана Овсянникова, Анна Мараховская
6. Александр Цыганков Вальс из сюиты Старогородские мотивы. Исп. Нина Андриянова, Анна Мараховская
7. Казахский кюй «Желдирме». Исп. Айгерим Конысбаева
8. Обработка народной песни «Как я молода загуляла» (аранжировка Валерий Каширский). Исп. Ольга Базилевская, Дина Уразмамбетова, Нина Андриянова, Андрей Баканов, Никита Панченко, Рауф Горбунов
9. «Logan Epic Canto; Rocky shone; Frendly Village. Исп. Тамара Гузенко, Александра Корчагина, Виктория Бородатая
10. Герберт Кларк, Дэвид Марлатт «Cousins» для трубы, тромбона и фортепиано. Исп. Екатерина Пегова, Владислав Дорожкин, Елена Ситникова
11. «Эй, толстый» (песня из репертуара группы «УмаТурман»). Исп. Игорь Жартовский, Дмитрий Белокоз
12. My girl. Stoр. Исп. glam-rock группа «Skandalistika».

А теперь – обещанный субъективный взгляд одного из слушателей. Приводим его полностью, в авторской редакции.

6 декабря в Малом зале Астраханской государственной консерватории состоялся Концерт современной музыки в рамках Дня студенческой науки, организованного в рамках НТСО.
Названный День науки представляет собой конференцию студентов консерватории разных специальностей, которая открывает замечательные возможности: исполнителям попробовать себя в непривычном для них статусе аналитика, музыковедам отточить свой наработанный материал или же углубиться в иные научные сферы. Самым главным все же является то, что конференция способствует прекрасному творческому общению, в ходе которого узнается много нового, любопытного и познавательного.
Традиционно, это «пиршество умственной работы» завершается концертом, программа которого нацелена на приобщение публики к современному музыкальному искусству. С понятием «современное» мы, вероятно, согласимся, но нужно подумать над тем, что можно ли все в этом концерте назвать «искусством». Ввиду разных обстоятельств, мне удалось услышать исполнение нескольких последних номеров. Это не значит, что мое мнение будет односторонним, ведь именно услышанное находится в центре моих размышлений.
Когда я присоединилась к немногочисленным слушателям концерта, на сцену вышли два молодых человека и как бы в шутливой форме исполнили композицию под названием «Эй, толстый!» (в оригинале Сan't touch this исполнителя МС Hammer). Понятно, что сама песня не отличается высокохудожественной ценностью, при этом возмутило поведение исполнителей, видимо перепутавших консерваторский зал с банкетным. В качестве обращения к этим молодым людям хотелось бы сказать, что выкрики со сцены и реклама своей заработной деятельности мало вяжется с тем, что ожидаешь от концерта современной музыки.
Вместе с тем самое интересное нас только ожидало. В финале этого музыкального события на сцену вышли малознакомые люди, своим внешним видом полностью соответствующие облику рок-музыкантов. Думается, что мало кто ожидал такого поворота событий, но на сцену вышла glam-rock группа «Skandalistika». Длинные волосы солиста, дреды, рваные джинсы, молнии и косуха – вот они главные атрибуты, которые мы лицезрели на участниках коллектива. Безусловно, как у искреннего почитателя музыки этого направления (рок-музыка) само исполнение не вызвало никаких нареканий. Мой вопрос заключается в другом – допустимо ли звучание подобной музыки в стенах академического высшего учебного заведения? Да, эта музыка современная, что отвечает названию концерта, да, это поддерживает работу секции «Музыкальное искусство эстрады», но где грань дозволенного, того, что можно, а что нельзя исполнять в консерватории. Мой ответ однозначен – всему свое место и для каждой музыки есть свое место, так пусть же консерватория останется храмом академического искусства, поддерживающим и продолжающим вековые традиции.
Что вы на это скажете?

Надеемся, что столь разные суждения позволят сделать в нашем вузе подобные концерты современной музыки еще интереснее.

К. Гузенко, П. Шамхалова