Мастер-класс чародея хорового вокала
Во вторник, 14 ноября, состоялась встреча педагогов и студентов Астраханского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского, а также руководителей хоровых коллективов ДМШ и ДШИ со старейшиной хорового искусства, заслуженным артистом России, профессором С.Е. Комяковым. Свой мастер-класс Сергей Евгеньевич посвятил важнейшему вопросу хормейстерской работы – достижению высокопозиционного звучания хора, являющегося главным признаком стройного, красочного хорового пения. Юношеский хор колледжа, участвовавший в практических показах мастера хоровых красок, наглядно демонстрировал, как изменяется ансамблевый звук под воздействием оригинального приема, открытого и разработанного С.Е. Комяковым еще в 1970-е годы, в период обучения в аспирантуре ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных по специальности «Вокальное искусство», под научным руководством доктора искусствоведения, кандидата медицинских наук, профессора Л.Б. Дмитриева (автора фундаментального учебника «Основы вокальной методики»). Но, прежде чем показать хору, как выполняется этот необычный прием, Сергей Евгеньевич поведал о том, как непросто складывалась его вокальная работа с хоровыми певцами в условиях руководства различными профессиональными коллективами, ведь, когда он сам обучался в Саратовской консерватории (1955-1960 гг.), со студенческим хором, в дополнительном составе которого пели до сорока опытных певцов из филармонической капеллы и хора Саратовского театра оперы и балета, никто вокальной стороной исполняемой программы специально не занимался (да и руководителя хора из числа педагогов в тот период не было, хотя дисциплина на занятиях хорового класса была безупречной, поскольку за два пропуска снимали со стипендии). «Дирижировать таким хором составляло большое удовольствие, – вспоминает Сергей Евгеньевич. – Как покажешь, так и споют, поэтому нам казалось, что так и надо работать с хором, главным образом над художественным содержанием исполняемой музыки. Но жизнь показала наивность подобного суждения. Когда я стал работать со Сталинградской (потом Волгоградской) хоровой капеллой, а затем ансамблем песни и танца каспийских рыбаков «Моряна», то ощутил нехватку знаний в области вокального воспитания хора и стал штудировать различные методические пособия и научно-исследовательские труды по пению. А когда открыл свой прием одномоментной выработки профессиональных качеств певческого голоса, окончательно перешел из «Моряны» в консерваторию, чтобы иметь право поступать в аспирантуру и проводить аппаратурные исследования найденного приема»
Ю.Ю. Киселева, председатель ПЦК "Хоровое дирижирование" АМК им. М.П. Мусоргского; И.В. Суменкова, руководитель юношеского хора АМК им. М.П. Мусоргского Фото А.Гордеева
С сайта АГК — http://astracons.ru/?p=19011#more-19011