.

Слушая концерт русской духовной музыки

  Прежде чем поделиться впечатлениями о знаменательном вечере православной музыки, состоявшемся 6 ноября в большом зале консерватории, – не могу не вспомнить о том, что традиции совместных выступлений церковных и светских хоровых коллективов в Астрахани были заложены еще в 1990-х благодаря концертно-просветительской деятельности нашей консерватории в содружестве с Астраханско-Енотаевской епархией, при участии областного и городского управлений культуры. Первый такой концерт состоялся на сцене большого зала консерватории 10 января 1990 г., в присутствии архиепископа Астраханского и Енотаевского Феодосия. Публики собралось так много, что слушатели стояли в проходах и сидели на подоконниках. Каждый номер программы, в исполнении трех хоров: Архиерейского Покровского кафедрального собора (регент В.Е. Комяков), Хора студентов Астраханской консерватории (руководитель профессор С.Е. Комяков) и Камерного хора Астраханского отделения Музыкального общества (руководитель Л.Н. Егоров), сопровождался шквалом аплодисментов. А после концерта никто не торопился покинуть зал, ощущая чувство благодати в растроганной душе. Начиная с этого момента концерты православной музыки проводились в нашем городе регулярно, причем с приглашением юношеских и детских хоров. К примеру, среди участников совместных выступлений в большом зале консерватории были: Женский хор музыкального училища им. М.П. Мусоргского (руководитель заслуженный работник культуры РФ Н.А. Никитина), Детский хор ДШИ №3 (руководитель И.А. Котюжанская), хор мальчиков «Возрождение» (регент А.Юрченко) Воскресной школы при Иоанно-Предтеченском монастыре. Важно, что церковные певчие и воспитанники высшего, среднего и начальных музыкально-учебных заведений города пели на одной сцене с такими мастерами певческого искусства, как Муниципальный камерный хор «Лик» (руководитель заслуженный артист РФ, профессор С.Е. Комяков), Хор Астраханского музыкального театра (главный хормейстер заслуженный деятель искусств РФ, профессор Г.А. Дунчева), Мужской камерный хор Астраханской филармонии (руководитель профессор Л.Н. Егоров). А руководители, горячо обсуждая итоги концертов, делились друг с другом своим опытом работы с хором. Большой общественный резонанс вызывал Пасхальный фестиваль «Голоса православной Астрахани», успешное проведение которого в 2004-2009 гг., при владыке Астраханском и Енотаевском архиепископе (впоследствии митрополит) Ионе, было во многом связано с организационной деятельностью Международного фонда единства православных народов, под руководством директора Астраханского отделения фонда заслуженного работника культуры РФ Г.С. Маколова. Пасхальные концерты проводились не только в Астрахани, но и в районах области, с участием местных коллективов. А продолжался «Пасхальный фестиваль» почти месяц, завершаясь в День славянской письменности и культуры – 24 мая, когда православная церковь отмечает память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и Терского. В связи с этим, приведу высказывание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, когда он, еще как митрополит Смоленский и Калининградский, посетил Астрахань во время Пасхального фестиваля в 2005 г.: «Я очень положительно оцениваю все то, что здесь происходит. Во-первых, возрождение религиозной жизни, возрождение православной церкви. Возвращение храмов, монастырей, реставрация, строительство новых. Но самое важное, что я оцениваю положительно – это то, что происходит в местном обществе астраханском. Между элитой образованной и церковью – союз» (из интервью, записанного доцентом Астраханской консерватории, радиожурналистом К.В. Гузенко).Однако вернусь к концерту православной музыки, проводившемуся по благословению Высокопреосвященного митрополита Астраханского Никона. Этот вечер, в рамках празднования памяти Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, был организован Советом по культуре Астраханской епархии (председатель Совета – настоятель храма Архангела Михаила иерей Феодор). Вместе с тем, концерт посвящался памятным датам выдающихся русских хоровых деятелей – 140-летию со дня рождения П.Г. Чеснокова, многочисленные духовные сочинения которого клиросные хоры не переставали петь на протяжении всего ХХ века и поют поныне, и 90-летию со дня рождения А.А. Юрлова, смело возвратившего, еще во второй половине 1960-х (!) русскую духовную музыку, в том числе образцы знаменного распева, на концертную эстраду.Все места в зале были заполнены задолго до начала концерта. Не хватило и приставных стульев, но никто не расходился, оставаясь слушать стоя…Мужской хор Успенского собора, под руководством регента Андрея Ларичева (инициатора данного концерта) выстроился на сцене и ожидал прибытия митрополита Никона, и как только публика встала, приветствуя Владыку, певчие грянули положенные в таком случае «Царю Небесный» и «Исполла…», а затем спели «Отче наш» Чайковского (в переложении для мужского хора).Вели концерт отец Феодор и Полина Шамхалова, студентка музыковедческого отделения консерватории, которые попеременно комментировали программу, причем немногословно, но четко и содержательно (сценарий концерта получил одобрение митрополита Никона). Пояснения к духовным песнопениям давал отец Феодор, а Полина представляла участников и объявляла, что будет исполнено.Концерт открылся выступлением Клиросного хора храма Преображения Господня под управлением регента матушки Иулиании Семеновой. Небольшой по составу, смешанный хор слаженно исполнил «Херувимскую песнь» знаменного распева, в обработке монахини Иулиании Денисовой, а затем – «Совет превечный» Чеснокова, с солирующим тенором Сергеем Судаковым. Замечу, что обычно в этом сочинении солирует меццо-сопрано или мальчик-альт (вспоминается, как дивно пела несравненная Ирина Архипова соло с Московским камерным хором под руководством Владимира Минина).Выход на сцену Камерного хора Астраханской филармонии, дважды лауреата Международных конкурсов исполнителей православной музыки (в Белоруссии и Польше), под управлением Татьяны Рекичинской, сразу же показал наличие в нашем городе высокопрофессионального хорового коллектива. «Великое славословие» современного композитора Елены Юнек прозвучало безупречно, с тонкими тембро-динамическими оттенками, соответствующими глубокому молитвенному содержанию этого песнопения. Затем к Камерному хору присоединился Хор студентов Астраханской консерватории, которым также руководит Рекичинская, и сводным составом были великолепно исполнены «Не умолчим никогда, Богородице» и «Яко с нами Бог» Чеснокова, с солистом Сергеем Быстровым (напомню, что С.Быстров был удостоен диплома как лучший солист хора – исполнитель православной музыки на конкурсе в Польше).Нельзя не сказать особо об участии в концерте Хора духовенства, под руководством регента иерея Алексия (Родионова), ранее закончившего Астраханскую консерваторию по хоровому и оперно-симфоническому дирижированию. Этот Хор появился в Астраханской епархии недавно, по благословению митрополита Никона. Отцы церкви, объединенные в хор, спели на концерте «Достойно есть», и каждое слово этой молитвы особенным образом проникало в сердце, доставляя неизъяснимую радость ликующей душе.Следом выступил Юношеский хор Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского под управлением Ирины Суменковой. Этот коллектив уже завоевал слушательские симпатии своими многочисленными выступлениями на различных площадках города и области, а также успешным участием в различных конкурсах. Надо отметить, что в этом хоре есть и мужские голоса, правда, они еще недостаточно окрепшие, но вносят лепту в более объемное звучание хора, по сравнению с однородным женским составом, особенно, когда сделано грамотное переложение для такого хора. Именно в переложении для юношеского состава Хором музыкального колледжа были исполнены «Свыше пророцы» Балакирева и «Единородный Сыне» Кастальского.Мужской клиросный хор Успенского кафедрального собора под руководством опытного регента Андрея Ларичева, представивший слушателям песнопения «Тя Едину» Чеснокова и «Под Твою милость прибегаем» Копылова, показал себя как профессиональный коллектив, справляющийся с немалыми интонационными и тесситурными трудностями. А главное, этот Хор пел динамически гибко и осмысленно, что было отмечено продолжительными слушательскими аплодисментами.И все же, кульминацией концерта, с моей точки зрения, стало выступление хоров Иоанно-Предтеченского монастыря – Клиросного хора под управлением регента матушки Елены Назаренко и детского хора Центра «Боголепъ» под руководством Дамира Сейталиева. Сначала Клиросный хор спел в строгой церковной манере «Воскресение Христово видевше», киевского распева, в гармонизации Чеснокова, и стихиру «Приидите, собори Российстии» из службы всем святым, в земле Российстей просиявшим. Следом на сцену, как птички певчие, выпорхнули нарядно одетые дети и старательно спели «Малое славословие» обиходного напева. А затем детский хор и клиросные певчие исполнили «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» Рахманинова. Дамир Сейталиев дирижировал вдохновенно, и было видно, как старательно дети выпевают внутрислоговые распевы дивных мелодических линий рахманиновской партитуры, пропитанной духом православия!Украшением памятного вечера явилось выступление Смешанного хора Успенского кафедрального собора, под управлением регента Андрея Ларичева, В исполнении этого коллектива, с солировавшей Яной Измайловой (сопрано) сначала прозвучало песнопение «Хвалите имя Господне» архимандрита Романа Подлубняка (выпускника регентских классов Санкт-Петербургской духовной академии), а затем – «На одре болезни» из цикла «Во дни брани» Чеснокова.В заключительной части концерта, к Мужскому хору Успенского кафедрального собора, в очередной раз порадовавшему исполнением песнопений «Покаяния отверзи ми двери» Чеснокова и «Достойно есть» царя Федора, присоединились все участники концерта, и, под энергичным управлением регента Андрея Ларичева, большой сводный хор пропел «Вечную память» Павлу Григорьевичу Чеснокову и Александру Александровичу Юрлову (зал слушал стоя) и после этого с особым воодушевлением исполнил одно из самых ярких песнопений православной церкви – «Земле Русская». Программа концерта завершилась «Многолетием». Затем на сцену поднялся митрофорный иерей отец Михаил, секретарь Астраханской епархии, и вручил руководителям хоровых коллективов оформленные в изящные рамочки благодарственные письма митрополита Никона. И было приятно видеть, что высоких знаков внимания удостоились регенты – воспитанники Астраханской консерватории Андрей Ларичев, Татьяна Рекичинская, Алексей Родионов, Дамир Сейталиев, Ульяна Семенова (Погребниченко), Ирина Суменкова и ведущая концерта Полина Шамхалова.

Л.П. Власенко,зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,заслуженный деятель искусств РФ, профессор
Фото С.Иванова

С сайта АГК — http://astracons.ru/?p=18925#more-18925

В рубриках: События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi