.

Иванова Лариса Павловна

 Лариса Павловна Иванова родилась 28 декабря 1935 года в Самарканде (Узбекистан). Образование: средняя школа (с золотой медалью); Самаркандский государственный университет им. Алишера Навои, филологический факультет (1953–1958, с отличием). Музыкальное образование: Самаркандское музыкальное училище, фортепианное отделение (1956–1960); Ташкентская государственная консерватория, музыковедческий факультет (1968 г., с отличием). В Самарканде же появились первые музыкально-критические публикации и началась ее профессиональная деятельность. Работала педагогом класса фортепиано и музыкальной литературы в музыкальной школе, преподавала музыкально-теоретические предметы в музыкальном училище. В 1968–1971 г. она являлась преподавателем истории музыки, гармонии и сольфеджио в Киргизском государственном институте искусств. С 1971 года работала в Астраханской государственной консерватории сначала старшим преподавателем, затем доцентом (с 1981 г.) и профессором (с 1997 г.) кафедры теории и истории музыки. В 1980–1986 г. заведовала кафедрой истории музыки. Вела курсы Истории отечественной музыки, Музыкальной критики, Методики преподавания музыкально-исторических дисциплин, специальный класс, аспиратуру (с 2002 г.). Окончила аспирантуру при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии им. Н.Черкасова (науч.рук. – доктор искусствоведения Л.Н. Раабен). В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию Доцент (1986), Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества (1997). В 2005 году защитила докторскую диссертацию Став членом Союза композиторов России (1985), она была избрана в правление, а затем секретарем Астраханской организации СК России (1991–1996). В 1996 –2001 гг. она входила в состав научно-методического экспертного совета по книгоизданию при Департаменте общего и профессионального образования города Астрахани. Научные интересы Л.П.Ивановой связаны с историей музыки, музыкальной эстетикой, музыкальной педагогикой. Основная исследовательская проблема – фольклоризм русской музыки ХХ века. Данной теме посвящена кандидатская диссертация «Типы музыкального воплощения русских народных поэтических текстов в произведениях советских композиторов 60 – 70-х годов» (1980, Диссертационный совет Ленинградского института театра музыки и кинематографии), монография «“Фольклорное” направление в русской музыке советского периода», «Типология фольклоризма в русской музыке XX века» (2005, Диссертационный совет Санкт-Петербургской консерватории); доклады на международных и всероссийских научных конференциях, а также свыше 40 опубликованных статей. Лариса Павловна вела активную просветительскую деятельность: она опубликовала свыше 60 музыкально-критических работ в центральной и местной печати. Информация о Л.П. Ивановой содержится в Энциклопедии «Лучшие люди России». – Т. IV. – Ч. II. – М.: Спец-Адрес, 2005. Вып. 7. – 736 с. – С. 248. Основные публикации Монографии: «Фольклорное» направление в русской музыке советского периода – Деп. в НИО Информ. культура рос. Гос. библиотеки. 21.07.97. № 3130. – 107 с. Фольклоризм в русской музыке XX века. – Астрахань: изд-во ФГОУ ВПО «Астраханский гос. техн. Ун-т», 2004. – 224 с.; нот. Статьи: Жанр частушки в вокальных циклах В.Гаврилина и С.Слонимского // Стилевые тенденции в советской музыке 1960–1970-х годов: Сб. науч. трудов – Л.,: ЛГИТМиК, 1979. – С. 119–136. От обряда к эпосу // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: Сб. науч. трудов – Л.: ЛГИТМиК, 1980. – С. 153–174. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60 – 70-е годы) // Современные проблемы советской музыки: Сб. ст. – Л.: Сов. композитор, 1983. – С. 119–143. Опера «Краденое солнце» Б.Тищенко (о фольклоризме в детской опере) //Современная советская опера: Сб. науч. трудов – Л.: ЛГИТМиК, 1985. – С. 60–73. Воспитание широкой гуманитарной культуры и историзма мышления – важный аспект подготовки музыканта-педагога // Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах. – Тбилиси, 1986. Об историзме в вузовском курсе истории музыки (к вопросу методологии изучения современной советской музыки) // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. – Новосибирск, 1988. Отечественная музыкальная культура 20-х годов ХХ века: основные тенденции, процессы развития // Музыкальная культура: история и современность: Межвуз. Сб. – Астрахань: Самара: Кн. Изд-во, 1995. – Вып. 1. – С. 65–80. О некоторых особенностях взаимодействия слова и музыки в творчестве композиторов «фольклорного» направления // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. Научн.-практ. конф. – Астрахань: Астрахан. Ин-т усоверш. учит., 1997. – С. 169–176. Фольклорное направление в контексте стилевых тенденций русской музыки конца ХХ века // искусство на рубежах веков: Материалы междунар. Научн. конф. – Ростов-на Дону: РГК, Изд-во «Гефест», 1999. – С. 341–343. Фольклорные истоки в русской музыке христианской традиции (ХХ век) // Музыкальная культура христианского мира. Материалы междунар. науч. конф. – Ростов-на-Дону Изд-во Ростовской гос. конс., 2001. – С. 317–320. Возрождение традиции // Музыкальная академия, 2001, № 4. – С. 31–32. Некоторые аспекты теории музыкального фольклоризма // музыка и время. – 2004. – № 7. – С. 51–54. Тезисы: О специфике национального в русской музыке (к вопросу о тенденциях в современном фольклоризме) // Русская культура и мир: Тезисы докладов участников междунар. науч. конф. – Нижний Новгород, 1993. О фольклорной линии в русской музыке советского периода // 100 лет русской музыки (1890–1990): Вопросы теории, истории, традиций и новаторства: Тезисы докл. Науч. конф. – Петрозаводск,1995. О специфике проявления национального в отечественной музыке 1920 – 1980-х годов // Народы России: возрождение и взаимодействие культур: Тезисы докл. Междунар. Науч.-практич. конф. – Уфа, 1996. О фольклоризме С.В. Рахманинова (Три русские песни, соч.41) // Эпоха Сергея Рахманинова. – Тамбов-Ивановка, 1998. Фольклорное направление в контексте стилевых тенденций русской музыки конца ХХ века// Искусство на рубежах веков. Материалы междунар. науч.конф. – Ростов-на-Дону, 1999. К проблеме изучения курса истории музыки в современном информационном пространстве // Музыкальное творчестве на рубеже III тысячелетия: Тезисы междунар. науч.-практич. конф. – Астрахань, 2001.