.

Рындин Александр Владимирович

Александр Рындин принадлежит к той плеяде композиторов, чье творчество во многом формировалось в результате «соединения несоединимого». Круг образов, жанровые предпочтения, драматургия сочинений, компоненты музыкального языка А.Рындина очень часто позволяют говорить о своеобразной «сознательной эклектике», перекликающейся с исканиями в рамках полистилистики; во многих сочинениях отчетливо прослеживаются черты неоромантизма.
Вся творческая жизнь А.Рындина неразрывно связана с Астраханью. Здесь он родился 16 февраля 1962 года. Здесь началось его обучение музыке в ДМШ № 2 у Л.Д.Андреевой (фортепиано) и Н.А.Хохлова (сольфеджио, музыкальная литература). В 1981 году он закончил теоретическое отделение Астраханского музыкального училища им. М.П.Мусоргского; в 1989 – Астраханскую государственную консерваторию, где обучался у профессора М.А.Этингера как музыковед и у доцента А.И.Блинова как композитор. В Астрахани началась и его музыкальная карьера как преподавателя музыкально-теоретических дисциплин (с 1986 г.) и композиции (с 1995 г.). В родном городе началась и серьезная композиторская деятельность Рындина: в июне 1988 года публика впервые познакомилась с его сочинениями. Десять лет спустя – после стажировки у профессора Нижегородской консерватории Б.С.Гецелева (1997, ДТК «Иваново») – Александр Владимирович был принят в Астраханскую организацию Союза композиторов России, а в 2000 г. – в СК России. Сначала коллеги доверили ему функции ответственного секретаря астраханской композиторской организации, а в июне 2001 года избрали председателем. Два авторских концерта (1998, 2001) свидетельствуют об активном творческом поиске и развитии композитора.
Первые сочинения: Соната для скрипки и фортепиано, Струнный квартет, «Insinuations» для камерного ансамбля уже определяют тот круг образов, который станет для Рындина доминирующим. В Квартете – это поиски истины, путь через строгие полифонические формы (двойные фуги в первых двух частях) к катарсису в третьй части (basso ostinato с элементами стилизации знаменного роспева). Драматургия Скрипичной сонаты строится как диалог двух миров: речитативно-декламационного у скрипки и подчеркнуто агрессивного у фортепиано, который ведет к парадоксальному итогу: в коде обе сферы трансформируются в светлый гимнический образ.
Важную сферу творчества Рындина составляют «неоромантические сочинения»: Токката для фортепиано, Колыбельная» для струнного оркестра, Адажио для баяна, «Виолетта в белом» для симфонического оркестра, Три хора на стихи А.С.Пушкина и другие. В каждом из них игра стилями – не самоцель, а сознательный прием, позволяющий охватить полярные эмоции в единое целое. В Токкате элементы рока, джаз-рока и поп-музыки преобразуются в звуковую лавину с подчеркнуто сонорными эффектами в кульминации. В Адажио для баяна, написанном в память о замечательном русском баянисте и преподавателе Астраханского музыкального училища В.М.Зайчикове, интонации русской народной песни причудливо переплетаются с ритмом траурного марша. В оркестровой поэме «Эволюция ночи» закономерным итогом развития элементов поп-музыки и латиноамериканских ритмов становится проникновенное соло флейты в коде, воспринимаемое как символ отстранения от «злого» мира. Необходимо заметить, что Рындин очень часто прибегает к таким «истаивающим» кодам (пьесы «Avers and revers" для флейты и гобоя, «Зеркало» для двух скрипок, виолончели и фортепиано, Andante amoroso для двух скрипок и фортепиано, некоторые хоровые сочинения).
Особую сферу творчества Рындина составляет духовная музыка, написанная на канонические тексты русской православной церкви и представленная как крупными произведениями (циклы «Всенощное бдение», «Три духовных песнопения»), так и сочинениями «прикладного» характера (Избранные песнопения Пасхи, Избранные духовные песнопения). Во «Всенощном бдении» переплетаются черты симфонии, концерта и собственно литургического цикла. В этом сочинении преобладают мягкие хоровые краски, естественные мелодические интонации. В композиции, отличающейся интенсивной тематической разработкой, искусным использованием полифонических приемов и соразмерностью тембров в хоровой партитуре, четко прослеживаются черты симфонического цикла. Музыкальный язык «Всенощной», как и многих хоровых сочинений Рындина, базируется на диатонических мелодиях православных песнопений. Однако сложная гармоническая вертикаль, включающая аккорды нетерцовой структуры, отражает современную звуковую традицию. Присущая мышлению Рындина полифоничность проявляется как на макро, так и на микроуровнях. Сложность музыкального языка и оригинальность драматургии не нарушают ясности и гармоничности звучания сочинения.
«Три духовных песнопения» для хора и солистов (контральто и баса) демонстрируют совершенно иное прочтение канонических текстов. В этом опусе преобладают сложные формы организации звуковой вертикали: сонористика, контролируемая алеаторика. Но на первом плане по-прежнему остается проникновенная мелодика, объединяющая древние традиции (цитату одного из традиционных песнопений Валаамского монастыря) с поисками композиторов московской школы XIX-XX столетий, прежде всего С.В.Рахманинова.
В своих произведениях Рындин уделяет большое внимание сатире, иронии, гротеску. Так, в «Insinuations» автор пародирует творческие манеры Чайковского, Скрябина и Прокофьева. «Пять нарядов» для мужского хора представляют собой пародии на штампы хоровой классики и народных песен. Присущая музыке эпатажность проявляется и в текстах: композитор обращается к пословицам и поговоркам военнослужащих Советской Армии, использование ненормативной лексики напоминает эксперименты современных авторов, в частности, С.Беринского.
Культурную панораму современной Астрахани трудно представить без музыки А.Рындина. Его сочинения исполняются в концертах фестивалей «Дельта Волги – Дельта Миссисипи: культурный контакт» (1997), Всероссийского фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» (1999, 2001, 2003; с 2006 – Международный фестиваль). Сочинения Рындина звучат в гала-концертах, посвященных крупным событиям в истории города и области: 60-летие епископа Астраханского и Енотаевского Ионы (2001), торжества в честь 400-летия Астраханской и Енотаевской епархии (2002), – в дни городских и государственных праздников. Большое внимание уделяет творчеству и личности композитора астраханская пресса. В 2000 г. «Десять прелюдий к хоралам датской протестантской церкви» для органа исполнялись в Дании (г. Колинд).
Композитор постоянно контактирует с астраханскими музыкантами. Его сочинения прочно укрепились в репертуаре муниципального камерного хора «Лик» и хора Астраханской государственной консерватории, которыми руководят Заслуженный артист РФ, профессор С..Комяков и Заслуженный деятель искусств профессор Л.Власенко. Хоровые сочинения А.Рындина исполняют и другие хоровые коллективы: камерный мужской хор Астраханской государственной филармонии (дирижер Л.Егоров), хор Астраханского музыкального колледжа (дирижер Заслуженный работник культуры Н.Никитина). Симфонические опусы Рындина исполнялись оркестром Астраханского государственного музыкального театра под руководством И.Сметанина. Музыка А.Рындина исполняется не только в Астрахани, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове.
Основные произведения
Хоровые произведения
«Пять нарядов». Для мужского хора на фольклорные тексты военнослужащих Советской Армии (1991).
«Пчелы Персефоны». Кантата на стихи О.Мандельштама для смешанного хора а cappella и баритона соло (1997).
«Три хора на стихи А.С.Пушкина. Для смешанного хора (1998).
«Всенощное бдение» для смешанного хора и солистов – сопрано, контральто и тенора (2000).
«Воспойте Господеви песнь нову». Духовный концерт на текст 95 псалма для женского хора и сопрано соло (2000).
Три духовных песнопения для смешанного хора и солистов (2000).
Две пьесы без слов для хора (2002).
"Benedictus" для контральто, скрипки, смешанного хора и органа (2004)
"Четыре духовных песнопения" для мужского хора без сопровождения (2004)
"Три литургических песнопения" для мужского хора без сопровождения (2005)
"Фантазия на темы песен военных лет" для женского хора и фортепиано (2005)
"Избранные песнопения Пасхи" для смешанного, мужского и детского хоров (2006)
"Посвящение" на темуонограмму DSCH для смешанного хора, мужского хора и двух дирижеров (2007)

Произведения для оркестра
«Колыбельная». Для струнного оркестра (1997)
«Эволюция ночи». Симфоническая поэма для большого симфонического оркестра (1999)
«Виолетта в белом» для большого симфонического оркестра (2001)
"Прелюдия и фуга" для струнного оркестра (2006)
"Натирающая благовониями" для двух флейт и струнного оркестра (2007)
Камерно-инструментальные произведения
Соната для скрипки и фортепиано (1997)
Соната для кларнета соло (1997)
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1988)
«Инсинуации» для флейты, валторны, альта, саксофона, фагота (бас-кларнета) и литавр (1995)
"Три пьесы – монограммы" для фортепиано (1995 – 2005)
Токката для фортепиано (1997)
«Адажио памяти В.М.Зайчикова» для баяна (1998)
«Avers and revers» («Орел и решка») для флейты и гобоя (1998)
«Vivat Gontsov!» для ансамбля медных и ударных (1999)
«Зеркало» для двух скрипок, виолончели и фортепиано (2000).
«Десять прелюдий к хоралам датской протестантской церкви» для органа (1998-2000)
«Фантазии на темы песен И.О.Дунаевского» для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (2000)
«Andante amoroso» для двух скрипок и фортепиано (2000)
«Майские истории», 7 характерных вариаций на тему PASCHA R для баяна (2002)
"Пассакалия и фуга на тему DSCH" для фортепиано (2005)
Камерно-вокальные произведения
«Грустные песни лета». Вокальный цикл на стихи Н.Глазковой для женского голоса и фортепиано (1998)
«Поэтоны». Вокальный цикл на стихи И.Богатова для баса и фортепиано (2000)
Музыка для детей
«Теремок». Опера по сказке С.Я.Маршака (1991; 2-я ред. 1998)
Песни
«Фабричная» на стихи Г.Шапошниковой (1998)
«Песня об Астрахани» (в соавторстве с А.Сомовым) на стихи А.Рындина и А.Сомова. Для смешанного хора и фортепиано (1998)
«Чуткое детское сердце» на стихи коллектива преподавателей и сотрудников Центра реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями (2002)
«День города Астрахани» на стихи Д.Немировской для смешанного хора и фортепиано (2002)
«Славься, земля моя!» на стихи Ю.Щербакова для смешанного хора и фортепиано (2003)
"Песня Победы" на стихи Ю.Щербакова для смешанного хора и фортепианного квинтета (2005)
"Незабытая песня моя" на стихи Ю.Щербакова для голоса и фортепиано (2006)
Электронная музыка
«Morpfologia W » (1996).
«Poco a poco» (1997).
Обработки для различных составов

Избранные статьи о композиторе:

!. Выбор каждый делает сам: что писать и что слушать 23.09.2011 «Волга» №140 (26011)

2. АЛЕКСАНДР РЫНДИН: ЛИЧНОСТЬ. ЭСТЕТИКА. ТВОРЧЕСТВО Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории, 2010. Вып. 9.