.

Концерт эстрадно-джазового оркестра консерватории. Некоторые заметки «от первого лица» очевидца и участника

  Особое отношение ко всему происходящему в Астраханской консерватории вполне объяснимо: на сцене Большого зала выступают интересные творческие коллективы, солисты. Причем, рядом с лауреатом многочисленных конкурсов, может находиться и только начинающий свой творческий путь молодой исполнитель, музыковед.

А еще, не устаю поражаться изобретательности организаторов концертов (проректор по творческой работе, профессор, Народная артистка России Н.К. Тарасова), когда наряду с традиционными форматами, могут быть представлены и оригинальные, даже экспериментальные. Поэтому слушатели с удовольствием не только приходят на такие концерты, но и потом с жарко обсуждают увиденное. Причем, даже спустя время. Как это было и 22 марта, когда мы долго вели беседу с одним из постоянных посетителей концертных программ, который вспоминал, например, и концерт 5 декабря 2016 года (!). Напомню, в тот день началась череда концертных программ, посвященных 25-летию астраханского «Союза композиторов». Он и похвалил, и пожурил нас (я – председатель Правления АРОО «Союз композиторов», секретарь «Союза композиторов России»). Главное, он был неравнодушным! И, кстати ему было абсолютно «не стыдно» (как было написано в одной послеконцерной злой рецензии) за услышанное тогда. Вот таких умных слушателей мы всегда привечаем и приглашаем в первую очередь в нашу консерваторию.
Продолжим. «Пылающее сердце», по словам из песни Т. Тернер, 22 марта 2017 года, в Большом зале прошел концерт эстрадно-джазового оркестра консерватории, посвященный 300-летию основания Астраханской губернии. Уже не в первый раз главный вдохновитель подобных концертов заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Игорь Сметанин на суд слушателей вынес оригинальные редакции эстрадных и джазовых композиций (см. программу). В качестве солистов с оркестром выступали студенты, выпускники и педагоги консерватории. Одновременно отмечу и «личную» заинтересованность: дело в том, что я уже в который раз веду этот своеобразный цикл программ И. Сметанина, но это мое выступление было первым, после вынужденного большого перерыва. И я безмерно благодарен за доверие, терпение (была объективная угроза срыва конферанса концерта) и дирижеру, и руководству консерватории. Ведь моя замена могла быть вполне очевидной, и создавала определенные трудности к подготовке сложной программы.
А что же было в ней?
1. Энрике Морриконе «Попурри». Без объявления, как бы исподволь, звучали тягучие ритмы известных композиций знаменитого итальянца. Он – аранжировщик и дирижёр. В основном пишет музыку для кино и телевидения. Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Обладатель двух премий «Оскар»: за выдающиеся заслуги в кинематографе и за лучшую музыку, 9-кратный лауреат национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло» за лучшую музыку к фильму, трёхкратный лауреат премии «Золотой глобус», 6-кратный лауреат премии BAFTA и многих-многих других.
2. Сидней Беше «Грусть кларнета». Виктор Смиховский (кларнет).
Сидней Джозеф Беше – джазовый кларнетист и сопрано-саксофонист, один из пионеров джаза. Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей. Оказал большое влияние на музыкантов Севера США и способствовал становлению традиционного джаза в Европе. Дюк Эллингтон, беспредельно любивший Беше, считал его самым уникальным человеком в джазе. Эллингтон говорил: «Беше – наше начало… Его вещи – сама душа, в них все самое сокровенное. Беше для меня символ джаза… Все, что он играл, было неповторимо. Это великий человек, и никто не мог играть, как он». Поэт Жан Кокто адресовал Сиднею Беше следующие слова: «Его музыка не была бездумной болтовней. Она говорила. И речь эта всегда была трогательной и могучей. Она шла от сердца».
Безупречное соло профессора консерватории, лауреата международного конкурса Виктора Смиховского определила весь настрой этой «безупречной музыки».
3. Американский композитор и дирижёр, аранжировщик Лерой Андерсон «Пустячок». Пожалуй, одна из самых его популярных композиций – музыкальная шутка «Пьеса для пишущей машинки с оркестром». Его «Пустячок» (Fiddle-Faddle) в нашем концерте позабавил. Солистка – Оксана Горяева (ксилофон) лихо выиграла труднотехническую пьесу.
4. Валерий Шкурихин. Композиция на тему сэра Пола Маккартни «Серебряный молоток». Первым инструментом, на котором играл Маккартни, была вовсе не гитара, а труба. Первую трубу Полу подарил его отец на четырнадцатилетние. Чуть позже молодой певец обменял отцовский подарок на гитару, объясняя это тем, что, невозможно петь, когда играешь на духовом инструменте. Поэтому два солиста, Станислав Подружин (саксофон), Андрей Гуськов (труба), соревнуясь, с явным удовольствием исполнили свои замысловатые импровизации. И еще, не мог не вспомнить и выпускника и педагога, недавно ушедшего в иной мир Алексея Назарикова, который 5 марта 2016 года тоже исполнял пьесу В. Шкурихина «Разминка».
5.Ян Табачник «Концертное танго».
Композитор выпустил 11 компакт-дисков, в двух из которых является автором музыки и тестов песен. Песни Яна Табачника брали в свой репертуар Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе, Людмила Гурченко, Валентина Толкунова и другие известнейшие артисты. Как аккордеонист-виртуоз, имеющий собственную, уникальную исполнительскую манеру, снискал уважение и признание коллег. Так, всемирно известный джазовый аккордеонист Ришар Гальяно побывал на Украине именно по приглашению Яна Табачника и сказал о нем следующее: «Я ценю его музыкальную спонтанность в манере исполнения. Это человек-мелодия и очень харизматичная личность.
Причудливые ритмы композиции, несколько убыстренный темп танго подвластны только мастерам. Это достаточно виртуозная концертная пьеса, под ритмы которой вряд ли будут успевать танцующие.
Наш оркестр и его солист Виктор Савельев (баян) очевидно справились с трудной задачей.
6. Биография Бориса Ивановича Фомина (1900-1948гг.) достойна многосерийного фильма: сколько там событий! Совсем еще маленький мальчик лет 4 настолько любил музыку, что в этом возрасте начал учиться игре на аккордеоне. И у него получилось! Ему это нравилось, но раздражало его родителей, говорят состоявших в прямом родстве с М. Ломоносовым. Они хотели его видеть ученым, ну или офицером, но не музыкантом. Переезды, война, работа в железнодорожном ведомстве, но тяга к музыке была постоянной. И он попробовал. И сразу заявил себя мастером романса. И его некоторые песни стали популярными, и не только в нашей стране. Вспомнить хотя бы «Только раз бывает в жизни встреча! Но не менее ценной была песня «Дорогой длинною» на стихи К. Подревского, которая и прозвучала на концерте в исполнении Игоря Жартовского.
Следом, в его же исполнении, еще один попсовый номер.
7. Очи чёрные.
Примечание: для справедливости, немного напрягла излишняя, как мне показалась, инструментовка и усложненная гармонизация простых, по сути, романсов. Петь было трудно, да и слушатели немного напряглись от причудливых оркестровых ритмов. Впрочем, завершающие аплодисменты поддержали и такой вариант романсов
8. Валерий Шкурихин Фантазия на темы И. Дунаевского «Весёлые ребята». Солисты: Виктор Смиховский Андрей Гуськов, Владислав Дорожкин, Эрик Айрумян, Рауф Горбунов.
9. Карлос Сантана «Европа». Виталий Салтовский (гитара). Без этой композиции, играемой на доморощенных усилителях и гитарах, не обходились ни одни танцы в астраханских парках в 70-е годы . Это время – особого «вкуса», романтической влюбленности и неформальных объединений по интересам. Очень хорошо об этом написал астраханский поэт Борис Свердлов в стихотворении «Брод» (от слова Бродвей. Это когда-то небольшой участок на ул. Кирова, который на недолгое время стал в Астрахани своеобразным молодежным андеграундом). Вот эти строки.
Мои друзья, мы вспомним «брод»,
И Братский сад, и перекресток.
Я там бродил, как блудный кот, —
Большеисадинский подросток.
Стакан алжирского вина,
А на закуску – сигарета.
И говорил, как вся страна:
«Спасибо партии за это!»
И остывал под вечер зной,
Мы шли весёлою оравой,
И я кудрявой головой
Крутил налево и направо.
О, сколько милых, юных дев!
О, сколько нежности и страсти!
На миг, от счастья обалдев,
Моя душа рвалась на части.
Любили мы, любили нас…
Над Братским садом ветер хлёсток.
Хочу спросить: «Который час?…»
Пуст перекрёсток…
10. Джеймс Хорнер – Музыка из фильма Титаник – Поцелуй. … Мое сердце никогда не перестанет биться «Моё сердце». Солистка Наталья Калюжная (вокал). Разливной сентиментализм, любвеобильная патока слез сделали эту композицию шлягером.
11.Тина Тернер «Simply The Best». Солистка Елена Дорохина (вокал), обладательница редкого по красоте тембра, улыбчивая, непосредственная. Ее тщательное изучение английского языка не может не восхищать. Она понимает, о чем поет (к сожалению, с другими так не всегда бывает!).
Я зову тебя, когда ты мне нужен и мое сердце горит
Ты приходишь ко мне дикий и свободный
Когда ты приходишь
Ты даешь мне все, чего я хочу
Даришь мне жизнь, полную обещаний, и мир фантазий
Говоришь на языке любви, словно он тебе так хорошо известен
Не может быть по-другому
Возьми мое сердце и сделай его сильным, милый /…/
Oh baby, don't let go
Оууу, милый, не уходи
12. Лара Фабиан "Je t,aime". Солистка Регина Валиева (вокал).
Роскошный французский медляк, исполненный так же ярко, как и сама песня, одним из лидеров женской вокальной джазовой музыки Астрахани Региной Валиевой (теперь еще и студенткой консерватории).
Конечно, можно было по-другому расстаться
Возможно, нам бы помогли остатки наших чувств
И я решила простить в этой печальной тишине
Ошибки, которые можно совершить, когда сильно любишь
Я как маленькая девочка часто капризничала
Ты заботился обо мне и оберегал как мать
Я украла у тебя эту кровь, которой не следовало бы делиться.
Из последних слов и мечты я буду кричать
Я люблю тебя, я люблю тебя,
13. Фредди Перрен (Глория Гейно)р…«I will survive» (Я выживу!). Анастасия Тирещенко (вокал).
Это, пожалуй, самая знаменитая песня диско и суперхит в творчестве Глории Гейнор, выпущенная в октябре 1978 года. Авторами песни являются Фредди Перрен и Дино Фекарис.
Повествование в песне ведётся от лица человека, у которого произошла драма, разрыв, и он собирает все силы, чтобы жить дальше. Это песня – своеобразный символ преодоления жизненных обстоятельств. Не случайно ее приспособили под себя разные, порой взаимоотрицающие друг друга, сообщества, группы. Но песня от этого ничего не потеряла. Она по-прежнему, несмотря на показную веселость и разноцветный антураж, звучит как вызов грозным обстоятельствам жизни.
14. Геннадий Пучков «Рок энд ролл коллаж». Джазовый сейшн, под несмолкающие аплодисменты слушателей, закончил концерт «Пылающее сердце» в Астраханской государственной консерватории. Я, как ведущий, никак не мог закончить концерт – шквал аплодисментов, крики «браво, спасибо», умиляли, восторгали, вдохновляли. Этот концерт стал еще одним доказательством живительной силы искусства, МУЗЫКИ. Такие разные жанры, и столько эмоций! Впереди – новые концерты и, одновременно, новые ступеньки постижения профессионализма и восторга. Приходите! Увидимся! 

 

https://youtu.be/0LP3Ad8DnMc

Константин Гузенко (Конферанс концерта. И принципиально ведущий этот цикл не со сцены, а в зрительном зале). Фото – И. Калина