.

Вдумчиво и без суеты (ч.2)

 Д. Шостакович «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти», ор. 145 (1974). Из 11 номеров этой своеобразной «вокальной симфонии» астраханскими исполнителями Еленой Давыдовой (Михайловской) и Дмитрием Кондратьевым на концерте в консерватории 12 декабря 2016 года были выбраны три: Истина (№ 1); Утро (№ 2) и Бессмертие (№ 11). И, естественно, сразу возникает вопрос, а почему? Ответ, скорее всего, будет простым: рамки сборного концерта не позволили исполнить Сюиту от начала до конца (а так хотелось бы послушать!). Но даже в этих трех «стихотворениях с музыкой» сохранена главная идея произведения: жизнь через смерть обретает бессмертие. Поэт, композитор, любой человек и тем более художник проходит через любовь, разлуку, гнев, изгнание, озарения творчества и другие жизненные перипетии (вспомните названия частей!).

Начальная философская фраза об истине (№ 1) стала своеобразным прологом ко всему циклу. Следующая часть «Утро» (№ 2)  –  это прежде всего сфера пронзительной по глубине лирики, причем оттененной то меланхоличной грустью, то чуть слезливой задумчивостью, то едва сдерживаемым восторгом. Любви все возрасты покорны? Для реально постаревшего в момент написания стихотворений поэта Микеланджело Буонарроти  это, наверное, был вопрос больше философским, чем жизненно необходимым. Любовь старика, не требующего взаимности, но только человеческого сострадания, житейского сочувствия, снисхождения. В его прошлом было много, а впереди – почти ничего. В этой выявленной на первой взгляд безмятежной скорби угадывается страх перед вечностью. И в своей особой интонации, в музыкальном прочтении текста Д. Шостакович нащупал , проявил, утвердил главную идею стихотворения поэта. И несмотря на явно светлые гармонии, здесь музыкальный подтекст получился достаточно жестким. Возможно, такое впечатление, сложилось и от особой исполнительской интерпретации второй части Сюиты. И, еще, сценический ярчайший свет рампы, постепенно перетекающий в полутьму зала и делали это впечатление более выпуклым. А может просто и совпало? Наконец финальная часть, «Бессмертие» (№ 11)… Ого, Фа диез мажор, высокий регистр! Что это, символ неба? Храма? Явная «хоральность» вокальной партии напоминает некоторые просветленные баховские прелюдии. Смерть побеждена? Жизнь продолжается? Глубокое, неординарное произведение, его трактовки вряд ли будут в ближайшее время исчерпаны.

Итак, музыкальное содержание цикла Д. Шостаковича дает многочисленные смыслы. Но все же в одном направлении, потому что очевидно, «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти» – это и художественное завещание, и, если хотите, музыкальный памятник двум гениям, разделенных пятью веками. (Да, концовка получилась немного пафосной. Причина тому – испытанный восторг и от произведения Д. Шостаковича,и от идеальной интерпретации его Еленой Давыдовой и Дмитрием Кондратьевым). Слушаем:

P.S. О памятном концерте 12.12.2016 и некоторых его участниках – в продолжении…

К. Гузенко

 

В рубриках: Аудио, События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi