.

Без суеты и вдумчиво

… Весь следующий после концерта день, в приподнятом настроении, я, встречая его участников, не скупился на комплементы. Это явно было событием уходящего года! Жаль только то, что в нашем большом зале оказались свободные места. Не все, кто мог, смогли присутствовать. Но все, кто пришел, насладились и музыкой, и трепетной тишиной звенящей акустики зала. А еще, как не жестко это будет сказано, отсутствием «случайных» и порой докучливых «бабушек и дедушек», явно, как бы за компанию, коллекционирующих свои походы на любые бесплатные акции. И недавний концерт в консерватории 5 декабря тому яркое свидетельство: случайно попав на рафинированную музыку астраханских композиторов, они спешно тогда покидали свои места, причем даже во время исполнения. Формат оказался явно не для них. Думается, что такая проблема целевой аудитории есть, поэтому на будущее должна быть система оповещения, в которой может быть более четко нужно разъяснять идею и состав участников концертов. Причем задолго до намеченного события (для детей, для взрослых, для, если хотите, эстетов и т.д.). И тогда не будет обид и хлопанья во время исполнений дверями и разговоров по сотовому телефону во время творческих откровений исполнителей.

Итак, в большом зале Астраханской государственной консерватории 12 декабря прошел концерт, посвященный юбилейным датам уходящего года: 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича. Его подготовили педагоги-пианисты кафедры специального фортепиано и кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки консерватории.

Во время концерта проводилась аудиозапись и с некоторыми выступлениями я предполагаю вас постепенно познакомить. Сегодня речь пойдет о 20 минутном отрезке концерта, в котором приняли участие лауреат международных конкурсов, пианистка Елена Давыдова (Михайловская) и ведущий солист Астраханского государственного Дмитрий Кондратьев (бас-баритон).

Два романса из цикла «Четыре романса на сл. А. Пушкина» ор. 46 (1936).

«Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила…».  Это второй романс цикла. Казалось бы, всего 24 такта, но сколько событий в них! Причем, не столько внешних, сколько внутренних, драматических. Драматургическая сложность проявляется, прежде всего, в сложном соотношении двух партий – вокальной и инструментальной. Внешняя активность сдерживается внутренней расслабленностью, умиротворением. Кульминация не яркая, но «тихая», на словах «дева тихо умолкала». Чудный, чувственный голос Дмитрия Кондратьева обволакивается, опутывается фортепианными отточиями. Начальные и финальные такты фортепианной партии, при всем кажущемся сходстве, таковыми не являются. Время ушло, потери неизбежны.

Следом – еще один романс цикла «Предчувствие» (№ 3). Гудящая линия баса фортепианного сопровождения и вокальная партия, как две ленты мебиуса, образует свой рисунок: то явно сливаясь друг с другом, то находясь в напряженном контрасте.  Более всего поражает то, что музыкальный ряд, по-моему, напрямую со словом был не связан! И опять, чудеснейшим образом исполнителям удалось показать тончайшие линии внутренней экспрессии двух партий.

Конечно, хотелось бы послушать цикл целиком, все четыре романса Д. Шостаковича на слова А. Пушкина. Тем более последний, «Стансы», выполняет важную функцию эпилога, подводя итог человеческому существованию. Но участники прошедшего концерта явно не ставили перед собой такой задачи, и как искусные повара готовят для гурмэ особые кушанья, так и здесь, вдумчивые исполнители показали и свое мастерство, и обозначили очертания своего совместного будущего выступления с уже полным этим циклом, перед рафинированной слушательской аудиторией консерватории.

И еще, на наших глазах родился новый ансамбль двух единомышленников. Эх, не потерять бы в суете этого обретения!

Продолжение следует…

К. Гузенко

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi