.

Он был титулярный советник

  «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя в Астраханском драматическом театре, на малой сцене «Imaginarium». 2.11.2016.

 

Как сходят с ума? Ответ: постепенно. Когда в юности читаешь Н. Гоголя, меньше всего думаешь об этом. История кажется комичной, как сюжет о никчемной жизни «простого человека». А вот простой ли он? Наш замечательный педагог вуза Владимир Николаевич Никифоров однажды задал нам вопрос: а может ли быть человек простым? И сам же ответил: нет. «Каждый человек – это целый мир, сложный и непредсказуемый», — после короткого объяснения, сказал он.

Как в любом сложном мире и в этом, кажется, простом и незатейливом рассказе, все ясно и понятно. Но это на первый взгляд. Маленький чиновник Поприщин однажды, впрочем не сразу, понял, что он король испанский Фердинанд Восьмой. А далее ассоциации с персонажами натуральной школы 60-х годов XIX века: он был титулярный советник, она – генеральская дочь. Практически, как в романсе А. Даргомыжского. С той лишь разницей, что в нем Советник «пьянствовал целую ночь», а у Гоголя все получилось гораздо трагичнее. Впрочем, мы не знаем, как могло бы случиться в романсе композитора дальше…
Роль Аксентия Поприщина играет Павел Ондрин. Впрочем, слово «играет» не совсем подходяще. Кажется, особенно ближе к финалу, что он, а вслед за ним и зрители, уже не играют, а сами потихоньку становятся как бы «не в себе». Может быть еще и потому, что под тобой, как зрителя, не очень удобное кресло, а вокруг напряженная тишина. Душно, течет пот по лицу актера. И, кажется, что и у тебя тоже все мышцы напряглись, лицо покрылось испариной. И если в первом действии были слышны осторожные смешки (может даже очистительные), то в конце спектакля, при всей кажущейся комичности ситуации в сумасшедшем доме, почему-то было уже не до смеха. Павел Ондрин великолепен!
У каждого артиста – своя роль (а то и две, три). Минимум декораций, но они не случайны, костюмы лишь обозначены. Ничего лишнего и все оправдано. Актеры Сергей Андреев, Наталья Вавилина, Максим Симаков, Екатерина Сиротина – маленькие островки типажей. Например, очень короткое, на несколько секунд мастерское перевоплощение персонажа Екатерины Сиротиной. То она – воздушное романтическое создание, девушка-мечта, и почти тут же – грозная «генеральская», грубоватая дама.
Была возможность увидеть отражение Поприщина и второго сумасшедшего. Как зеркало, ставшее своеобразным лейтмотивом, соединяющего первое и второе действия. Конечно, отметим блестящую роль Максима Симакова. Причем, он перевоплощался «по ходу» еще и в другие, разнохарактерные и разнополярные (!) персонажи: начальника отделения, лакея в доме директора. Удивительная пластика, мастерство.
А музыка? В истории оперного искусства было несколько по-разному выраженных типичных ситуаций сумасшествия. Одна из самых известных подобных сцен, пожалуй, это Борис Годунов и его видения, мучительная смерть. Впрочем, любопытно и то, что сумасшествие в операх обычно играют дамы, способные убедительно показать раненое от несчастной любви безумие.
В спектакле звучит авторская композиция Павла Ондрина. Интересная. Яркая. Но… там нет ожидаемого развития, эволюции, переинтонирования: от реального к нереальному, например, от академического пласта, постепенно, к современным чуднЫм ритмам и фантазийной алеаторике. Но это предмет для дальнейшего размышления и дискуссии.
Так что же стало причиной сумасшествия? Возможно – однообразие жизни. Даже фантазии этого человека его не спасали. Так же сводит с ума ЭТОГО человека? Не любовь, уж точно. Скорее всего, невозможность изменения жизни и приводит к столь плачевному результату. Чтобы им не делалось, этого человек остается там, где был и это сводит его с ума. Впрочем, это – лишь версия, точнее одна из возможных. У каждого зрителя могут быть и другие ассоциации (что и было после спектакля). Уникальность зала подвальчика, еще раз это подчеркнем, позволяли рассмотреть каждую мелочь. Но и в то же время здесь нет возможности «спрятаться» за спинки удобных кресел большого зала. Поэтому и кажется, что это процесс постепенно захватывает и тебя, конкретного человека, попавшего в замкнутое пространство небольшого зала. Не отпускает. Да, думаю, получился несколько опасный эксперимент для неуравновешенной личности. Психические отклонения таких людей, считается у специалистов, происходят незаметно и постепенно, искажая реальную картину мира. А ведь в иной раз заметить, как кто-то сходят с ума, практически бывает невозможно. Страшно, когда при стечении некоторых внешних обстоятельств, такой человек вдруг получает власть. И тут ожидаемы непредсказуемые последствия, особенного для подчиненных. Скажете, не бывает? Ну-ну. Хорошо, если инициативы идут, в основном, в мирном процессе, но если вдруг фантазии принимают реальные очертания? Помнится, когда-то это было описано, например, у Курта Воннегута, который показывает постепенное сумасшедшие короля, ведь он велел построить себе замок по рисунку из детской книжки.
Режиссер – Алексей Матвеев. Он предложил «одушевить» персонажей записок, создав сложную форму, где сочетаются явные признаки моноспектакля, и классического актерского ансамбля с переключением, причем в буквальном, световом акцентировании на тот или иной персонаж. Сочетание реального, натуралистического и условного, обобщенного, тоже делает этот спектакль интересным, полным подтекстов и смыслов сюжет.
Поздравим наш драматический театр с премьерой. Думается, обязательно нужно сходить еще раз, да друзьям рассказать о новой удачной реализации проекта «Imaginarium».

К. Гузенко (текст, фото)

В рубриках: События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi