.

Музыкант и педагог (Из нашего архива)

  В марте 2011 года в Волгограде состоялся III Всероссийский конкурс пианистов и камерных ансамблей имени Д.Д. Шостаковича. Астраханскую консерваторию представляли студентки Елена Давыдова и Анастасия Трофимова. Авторитетное жюри конкурса во главе с заслуженным деятелем искусств России, профессором Саратовской государственной консерватории имени Л. Собинова Анатолием Катцем высоко оценило выступление представителей Астраханской пианистической школы: Елена Давыдова получила Гран-при и звание лауреата, Анастасия Трофимова – звание лауреата первой премии в номинации «Фортепиано соло». Обе конкурсантки закончили в разные годы Астраханский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского и продолжают своё образование в Астраханской консерватории. Надо сказать, что пианистки не впервые стали лауреатами, в их творческой биографии были неоднократные победы на конкурсах разного ранга, включая международные.
Как профессионал понимаю, что победа на конкурсе, где широко представлены консерватории России, при отсутствии в жюри профессора из Астрахани дорогого стоит. «Переиграть» других значит играть, не просто решая задачи академического плана, а выступать как настоящие мастера с собственным художественным решением сонат С. Рахманинова, этюдов Ф. Шопена («камень преткновения» для любого пианиста), прелюдий и фуг Д. Шостаковича. Жюри конкурса надо поблагодарить за музыкантскую честность и объективность.
Благодарственным письмом жюри отмечена работа педагога наших лауреатов – Людмилы Борисовны Леонтьевой. Л, Леонтьева работает в Астраханской государственной консерватории с 2002 года. Она заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор, заведует кафедрой специального фортепиано Астраханской консерватории. По семейным обстоятельствам оставила родную Казань, где работала деканом Казанской консерватории и доцентом кафедры специального фортепиано, и переехала в Астрахань.
Казань и Астрахань объединяют не только наша Волга (как любит говорить ректор Казанской консерватории, народный артист Татарстана, заслуженный деятель искусств России профессор Р.К. Абдуллин – «пьём из одной реки!»), но и исторические и культурные связи. Когда в 1969 году открылась Астраханская консерватория, педагогический состав вуза, наряду с выпускниками столичных консерваторий, пополнили и выпускники Казанской консерватории: М.Г. Хрущёва, Е.С. Винокурова, Л.А. Круглова, Г.Н. Бескровная, Ф.Х. Валиуллина, а также безвременно ушедшие – композитор А.И. Блинов, пианист М.Г. Иванов. Творческие контакты с Казанской консерваторией всегда были и есть.
Я поступила на первый курс Казанской консерватории в класс профессора Э.А. Монасзона. Эммануил Александрович – фигура в музыкальном мире Казани уникальная. На концерты самого Э.А. Монасзона – сольные, ансамблевые, в том числе с квартетом имени Бородина, Ириной Бочковой, Владимиром Тонха и др., концерты его учеников собиралась вся культурная Казань. В консерватории «класс профессора» — это студенты разных курсов консерватории, училища, школы, аспирантуры, бывшие выпускники. «Класс профессора» — это творческая мастерская, руководитель которой яркая личность и превосходный профессионал. Именно таким был наш Учитель – Эммануил Александрович Монасзон. Уже год как его нет, но остаётся светлая память и благодарность всех его учеников.
Сам выпускник специальной музыкальной школы при Московской консерватории, Э.А. Монасзон работал в школе-десятилетке со дня её открытия. Ученики Казанской специальной музыкальной школы, которую вовремя сумел создать прозорливый, государственный человек – ректор Казанской консерватории, Народный артист СССР Назиб Гаязович Жиганов, были блестяще обучены, владели большим репертуаром. Мы, студенты консерватории, с хорошей завистью слушали их игру. Своей «школой» ученики десятилетки превосходили выпускников музыкальных училищ, хотя в процессе консерваторского обучения случались всякие метаморфозы: законы творчества не поддаются расчёту, мы подтягивались, занимались, с нами много работали педагоги, и результат был неплохим.
И тогда, — в 60-70-е годы, — и сейчас специальная музыкальная школа-десятилетка в Поволжье была только в Казани. Убеждена, что тот колоссальный потенциал, который имеет сегодня Казанская консерватория, высочайшие международные успехи её выпускников – это результат целенаправленной, высокопрофессиональной работы этой школы. И Нижний Новгород, и Саратов, и Астрахань очень обделены отсутствием подобного учебного заведения.
Мы, астраханские «казанцы», хорошо знали Л.Б. Леонтьеву. Она относится к плеяде лучших выпускниц знаменитой сегодня консерваторской школы. Услышав её впервые в классе Э.А. Монасзона, я оценила талант и мастерство этой юной пианистки в белом фартучке и большими бантами в волосах. Это было моим первым «потрясением» от Милы Леонтьевой.
Второе «потрясение» от её игры я испытала в 1969 году на Всероссийском конкурсе пианистов в Москве. Я и группа студентов консерватории поехали в Москву послушать участников конкурса. «Наши девочки» из Казани Флора Хасанова и Мила Леонтьева прошли на второй тур, который должен проходить с оркестром. Нам любезно разрешили присутствовать на оркестровой репетиции. Не все конкурсанты совпадают с оркестром поначалу, идёт работа, остановки, обсуждают вопросы с исполнителем, дирижёром.
Мила Леонтьева играет «Рапсодию на тему Паганини» С. Рахманинова, за дирижёрским пультом Вероника Дударова (теперь уже одно из легендарных имен). Дирижёр даёт исполнительский, концертный темп — и никаких остановок, все играется от начала до конца, оркестранты аплодируют. Вероника Дударова поворачивается лицом к залу и говорит нашему профессору: «Эммануил Александрович, замечательно, как вшитая». Оценка такого мастера, как Вероника Дударова, дорогого стоит. Людмила Леонтьева стала дипломантом этого конкурса.
В те далёкие годы это было большим успехом: конкурсов у нас было всего два – Всероссийский и Всесоюзный. На Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей играли представители всех консерваторий, кроме Московской, на нём осуществлялся отбор к Всесоюзному. На Всесоюзном конкурсе играли музыканты из Московской консерватории и консерваторий союзных республик, а также обладатели I и II премий Всероссийского конкурса. Разумеется, было очень сложно «пробиваться» на таких конкурсах, а о зарубежных конкурсах информации не было почти никакой, все квоты на участие в них шли через Министерство культуры СССР. Строго, жёстко, но планка уровня выдерживалась.
С отличием закончив Казанскую консерваторию, Людмила Леонтьева поступила в аспирантуру Ленинградской консерватории в класс народного артиста СССР, профессора П.А. Серебрякова. Под руководством этого замечательного пианиста были пройдены сложнейшие сочинения для фортепиано: «Гольдберг-вариации» И.С. Баха, «Ночной Гаспар» М. Равеля, «Симфонические этюды» Р. Шумана и другие.
Поэтому руководство Астраханской консерватории, ни минуты не сомневаясь, минуя все сложности штатного расписания, принимает Л.Б. Леонтьеву на работу, а затем и кафедра специального фортепиано единогласно избирает Людмилу Борисовну на должность заведующей кафедрой.
Людмила Борисовна – педагог по призванию, ей одинаково успешно удаётся учить и школьников, и студентов училища и консерватории, и быть творческим руководителем аспирантов. В этом скромном и не выпячивающем себя человеке есть незримо присутствующее, что притягивает к ней окружающих. Полагаю, что в первую очередь – это её педагогические возможности, высокий профессиональный потенциал, человеческие достоинства: доброта, ум, воля и бескомпромиссность (умеренная жесткость). Это подтверждают успехи её учеников – как в конкурсных, так и в концертных выступлениях. Кроме астраханцев, в класс к Людмиле Борисовне поступают и выпускники училищ Поволжья, что свидетельствует о плодотворности её работы в Казани.
Разнообразны концертные программы и география выступлений Л.Б. Леонтьевой. Работая в Казани, она часто выступала в залах Москвы, Ленинграда, городах Литвы, Украины, Татарстана, Удмуртии, Марий-Эл, Чувашии, других регионов Поволжья – как с сольными программами, так и с симфоническими оркестрами.
Особо хотелось бы сказать об её исполнении современной музыки как отечественных, так и зарубежных композиторов. В классе Э. А. Монасзона было принято играть много современной, в том числе только что написанной музыки. Отдельная часть её творчества – произведения композиторов Татарстана, первым исполнителем и редактором многих из которых она была, постоянно выступая на концертах съездов и пленумов Союза композиторов.
Астраханцы слышат Л.Б. Леонтьеву в дуэтах с заслуженными артистами России С.А. Усольцевым, Л.М. Сулеймановой, профессором Л.А. Кругловой.
Мне довелось сыграть в дуэте с Людмилой Леонтьевой три программы, и это было очень интересно творчески.. Та тщательность, с которой она подходит к каждому сочинению, не позволяя стилистических погрешностей, интонационная и фактурная выверенность, колоссальная эмоциональная отдача на сцене заставляют и меня как партнёра играть на «другом градусе» и качественно более высоком уровне.
Людмила Борисовна за эти годы сумела многого достичь в педагогике, в исполнительстве, внесла новые краски в творческий облик кафедры специального фортепиано, где работают мастера своего дела, заслуженные люди, крепкие профессионалы. При её содействии на кафедре появились молодые преподаватели из числа выпускников Астраханской консерватории, приобретает более весомый статус конкурс пианистов имени Льва Оборина.
А что, кроме музыки? В Казани Л. Леонтьева входила в ограниченное число лучших грибников консерватории, а в Астрахани, учитывая ограниченные возможности в этой области, она переключилась на рыбалку. Результаты обнадёживают.

Л. Круглова, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор
Источник: http://pandia.ru/text/78/444/27940.php

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi