.

Интеллектуальный исполнительский пианизм. Елена Давыдова: штрихи к портрету

    Не все искусство принадлежит всему народу. Есть концерты, которые не предполагают аншлага (а может и жаль?). Рафинированные, если хотите «для избранных» – они просто необходимы! Именно на такой концерт, в последний день марта, собрались слушатели в концертном зале им. М. Максаковой Астраханской государственной филармонии. На афише лишь одно имя исполнительницы, но какое! Елена Давыдова! Несмотря на свою молодость, она добилась значительных успехов в своей главной профессии: лауреат всероссийских и международных конкурсов, Елена неоднократно удостаивалась звания стипендиата Правительства и Губернатора Астраханской области, является стипендиатом Президента России. Кроме этого пианистка уже преподаёт в Астраханской государственной консерватории и в Астраханском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского. Серьезная профессиональная база, заложенная педагогами, в первую очередь, здесь назовем заслуженного работника культуры России С.К. Бакулева и заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, профессора Л.Б. Леонтьеву.
Дальнейший ее музыкальный путь был продолжен в ассистентуре-стажировке Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова в классе народного артиста Республики Татарстан, профессора Е.В. Михайлова. Хотя, как мне доверительно после концерта сказала бабушка Елены, «ее интерес к фортепиано проявился уже в 4 годика, когда она настойчиво просила маму научить играть на большом инструменте».
В программе концерта в филармонии – А. Берг Соната (ор.1); М. Равель «Отражения»; Соната № 1 А. Скрябина (ор.6). Программа не просто сложная, а архисложная. И в каждом произведении – маленькие открытия, увлеченность тематизмом каждого из композиторов. При этом – всякое отсутствие позерства и нарочитого сентиментализма, которые иногда, что греха таить, случаются у молодых пианистов. Здесь же – четко прочитанная драматургическая линия произведений, все их стилистические особенности и «схема», язык эпохи.
Все с чего-то начинается. Номер один программы… В концерте это первое произведение Альбана Берга и оно прозвучало первым. Поздний романтизм, с его экспрессионистическими взовами-возгласами, ярко проявился в одночастной Сонате для фортепиано (1908). Образный мир произведения взращивался из явной интонации крика, возгласа затравленного человека, с последующей эмоциональной драматургией типа волны (нервозные нарастания и спады), с явно напряженной болезненностью человека. Отголоски позднеромантических символов, смыслов мерцают «по-скрябински» в различных гармонических сопряжениях. Их объединяет еще и прерывистое (порывистое) дыхание и обостренность предгрозовых перед Первой мировой войной лет. Блестяще считанная талантливой пианисткой главная идея А. Берга стала своего рода и ее взглядом как бы «изнутри».
Совсем другие ощущения возникали при исполнении второго масштабного произведения – М. Равель «Отражения». Складывалось впечатление, что здесь, наоборот, художник как бы смотрит (любуется, разглядывает, восхищается, рефлексирует и бьет в колокола…) внутрь глубокого ущелья, в котором отражается глубокая озерная гладь зеркального отражения мироздания: облака, небо, космос. «Хождение по музыкальным небесам» продолжалось упоительно долго: 1.Noctuelles; 2.Oiseaux tristes (Печальные птицы); 3. Une barque sur l ocean (Лодка в океане); 4. Alborada del gracioso (Утренняя серенада шута); 5. La vallee des cloches (Долина звонов). И, несмотря на разницу разделенных эпох, что-то родное слышалось в этих звуках, что-то от «импрессиониста» М. Мусоргского. Каждая пьеса М. Равеля порой напоминала прогулку по выставке картин любимого художника, допустим, М. Чюрлениса с его Аллегро, Анданте, Скерцо, Финалом из цикла «Соната весны» или его же «Покоем», «Сказкой» и т.д.
Особенно страстно, на мой взгляд, была исполнена соната № 1 А. Скрябина (ор.6) с финальным разделом (кодой) в виде сумрачного траурного шествия, образно напоминающего похоронную 4 часть 6-ой симфонии П. Чайковского. (Посмотрел после концерта в ноты, там есть странные авторские ремарки: «quasi niente», т. е. «почти ничто»). Постепенно звуки шествия все более и более мрачнеют и замирают. Становится даже жутковато. Но произведение завершает краткий грубоватый возглас, как автограф композитора, обращенного к нам, слушателям XXI века.
Из истории музыки знаем, что сам А. Скрябин написал так: «…самое мрачное настроение. Сочинение 1-й сонаты с похоронным маршем". Конечно, журчащая, переливающаяся музыка М. Равеля и импульсивность А. Берга оттеняла мрачноватые посылы русского композитора. Что ж, разные люди – одна эпоха.
Весь концерт получился грандиозным по замыслу и исполнению!
Елена Давыдова явно расширяет свой и наш пианистический кругозор, находится в творческом поиске и новых обретениях. Недавно законченная в Казани ассистентуре-стажировка уже добавляет новых красок в ее без сомнения чудесное интеллектуальное пианистическое исполнительство.
Кафедра специального фортепиано практически в полном составе, студенты и педагоги Астраханской государственной консерватории после концерта Елены Давыдовой еще долго потом возбужденно общались с ней и между собой.
Посетители сайта «Музыковеды Астраханской консерватории» (www.mvastracons.ru) могут найти соответствующий раздел, послушать запись концертов Елены Давыдовой, чтобы согласиться или опровергнуть эмоциональное впечатление лишь одного из слушателей концерта.
В силу своей природной скромности, молодая пианистка с неохотой дает интервью, тем не менее, ее высказывания, записанные после концерта, так сказать «по случаю», тоже во многом характеризуют ее образный и душевный мир.
«Без музыки жизнь была бы ошибкой…», – сказала Елена Давыдова, сразу подчеркнув, что это слова принадлежат не ей, а Ф. Ницше. А потом она продолжила: « …ведь именно с музыки началась моя жизнь. И, конечно же, проводником в музыкальный мир стала моя мама – Вита Яновна, выпускница Астраханской государственной консерватории и преподаватель фортепиано в Детской школе искусств № 2. Первыми шагами к музыке стали простые прослушивания произведений великих мастеров. Затем непреодолимое желание самой соприкоснуться с живыми звуками привело к непосредственному знакомству с фортепиано.
Вскоре моя музыкальная судьба была определена поступлением в ЭМЦ при Астраханском музыкальном училище им. М. Мусоргского, где моим педагогом Станиславом Константиновичем Бакулевым были заложены пианистические основы и огромная преданность и любовь к искусству.
Дальнейший музыкальный путь был продолжен уже в самом Астраханском музыкальном училище им. М. Мусоргского, в классе профессора Астраханской государственной консерватории Людмилы Борисовны Леонтьевой. Многие годы непрерывного творческого взаимодействия с педагогом не прошли зря, результат – многочисленные концерты, победы на всевозможных международных и всероссийских конкурсах».
Своими кумирами Елена Давыдова назвала Святослава Рихтера и Глена Гульда («Хочу хотя бы приблизиться к их виртуозной игре!»), и специально подчеркнула, что «среди нынешних пианистов у меня таковых нет».
На вопрос о хобби, увлечениях молодой современной пианистки, с удивлением узнаем: «Как ни странно, я не только занимаюсь классической музыкой, но и увлекаюсь эстрадой, рок-музыкой». (В скобках для себя отмечу – сразу направление здесь определить непросто, подойдет, скорее всего такое: «философский рок»). И в завершение короткого интервью о ближайшем и далеком будущем, получил ответ: «Не могу точно знать, как именно сложится судьба, но могу с уверенностью сказать, что моя жизнь будет до конца посвящена служению музыке, ведь без музыки жизнь была бы ошибкой…».
Серия цикла концертов абонемента «Gradus ad Parnassum» («Шаг к Парнасу») на выступлении Елены Давыдовой не закончилась. 21 апреля нас ожидает встреча с еще одной неординарной пианисткой (мы в этом уже могли убедиться на недавнем авторском концерте астраханского композитора Ю. Гонцова) – Гузаль Тагиевой. В программе будут звучать только произведения С. Рахманинова. А в середине мая все три астраханских пианиста (Елена Давыдова, Гузаль Тагиева, Илья Михайлов) уже будут играть на большой сцене Астраханского государственного театра оперы балета вместе с симфоническим оркестром под управлением В. Воронина. Вот этот, заключительный концерт, мы уверены, соберет большое количество слушателей и тогда начальная фраза этой рецензии вдруг потеряет свой смысл.
Программы молодых пианистов Астрахани, которые достигли высот в исполнительском мастерстве и являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, не могут не вызвать интереса как и у искушенной, так и у случайно попавшей на такие концерты публики. А Астраханской государственной филармонии в очередной раз выражаем благодарность за интересные и разнообразные программы.

DSC_1829 DSC_1805 DSC_1800

Статья из Сборника научных статей "Музыкальная летопись российских регионов. Вып. 6. http://mvastracons.ru/?p=37986

В рубриках: События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi