Эмоции и мысли после концерта 14 мая 2016 – фрагментарные заметки М.Г. Хрущевой
Преамбула. В пятницу 13 мая далеко после полудня в консерватории возникло шокирующее объявление в телеграфном стиле на листе формата А-4, которое гласило: 14 мая в 19.00. в концертном зале Астраханской филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. ВХОД СВОБОДНЫЙ. Шок был двойной: Концерт уникального оркестра Мариинского театра оперы и балета (с его планетарным признанием как одного из лучших оркестром мира и буквально неделю назад транслируемым концертом оркестра в Сирии) и вход свободный. И всё оказалось правдой, несмотря на фантастичность этого объявления! – с небольшим уточнением: информация была весьма разумно распространена, прежде всего, в сфере музыкального искусства и его образовательных учреждений, начиная с консерватории, – но и так зал филармонии был пере-пере-переполнен! И ради этого концерта стоило подождать несколько более позднего начала (по неофициальной информации музыкантов привезли на концертную сцену прямо с поезда…). Но о самом концерте сейчас говорить и писать цельно, когда переполняют эмоции и огромный ворох мыслей, особенно почти сразу, можно только фрагментарно. Самое главное: это был самый роскошный подарок профессиональным музыкантам и ценителям классического музыкального искусства! Буду банальной: Симфонический оркестр Мариинского театра оперы и балета под руководством В. Гергиева – даже в его «мобильном» концертном составе, со значительным количеством молодых исполнителей – фантастически профессионален! Мы просто «нежились» в качестве исполнения – и в единстве оркестра, в чистоте интонирования, высокопрофессиональной техничности каждого музыканта оркестра (их, каждого, и было слышно индивидуально – и в едином оркестровом звучании! Это касается и струнной группы оркестра в частности). Особо подчеркну «обертоновую» цельность-единство-выстроенность (как точно обертоново выстроено звучали, например, октавные дублировки духовых в их разных вариантах инструментальных сочетаниях! Я их никогда не забуду!!! И буду рассказывать студентам при каждом подобающем случае…); а тончайшие pianissimo и мгновенные переходы-сопоставления к forte, fortissimo, изысканно-точное звучание флейт (особенно молодой девушки-флейтистки! Мы все, консерваторцы, её выделили особо!).
Не могу умолчать о нашей «вечной беде» с группой медных инструментов, точнее с их интонированием в российских симфонических оркестрах (в отличие от культуры медно-духовых в оркестрах Германии и Австрии). И наконец-то, в оркестре Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета мы услышали идеальное звучание-исполнение всех партий медных духовых, особенно в исполнениях «на бис» фрагментов из балетов С. Прокофьева «Золушка» («Вальс») и «Ромео и Джульетта» («Монтекки и Капулетти») – такое ощущение возникло, что не небольшой ансамбль медно-духовых, а большой духовой оркестр звучал в этих оркестровых номерах! И это при идеальном интонировании и идеальной соразмерности звучности!
Что же касается трактовки маэстро В. Гергиевым прозвучавших сочинений в «астраханском концерте» при безупречном исполнении, то эталонными стали Третья симфония Бетховена, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и фрагменты из балетов С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта». А вот в исполнении сочинений Ф. Мендельсона темповые решения были весьма спорны (моем личном и, как оказалось, в восприятии некоторых студентов Астраханской консерватории тоже). Сразу уточним: разность темповых решений дирижером – особый предмет оценок и приятия–не-приятия, например, есть настолько разительная разница темпов исполнения Kyrie eleison «Реквиема» Моцарта – чуть ли не вдвое! См. – варианты исполнений, в частности, в интернете. Это касалось даже не столько слегка укоренного темпа «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона (но это его творческое право, дирижера!), исполненного в начале первого отделения концерта, но прежде всего Концерта для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона виртуозной и эмоционально-страстной солисткой Ольгой Волковой. Полагаю, что имя Ольги Волковой станет для астраханских музыкантов ныне особо значимым в музыкально-гастролёрной истории Астрахани, – тем более, что она исполнила solo Третьей сонаты для скрипки Э. Изаи, ибо овации уже ей персонально были подчеркнуто-умножены!
Сии фрагментарные заметки-впечатления после концерта являются сугубо личными, но не могу ими не поделиться, надеясь, что ко мне присоединятся коллеги и студенты «в добавочках», ибо для музыкантов Астрахани этот концерт явился не только неожиданным, но и, повторяю, самым роскошным музыкальным подарком в завершении Пасхального фестиваля!
Пришла «добавочка», о которой писала М.Г. Хрущева. Сразу оговорюсь: я не сторонник «левых» записей, сделанных чуть ли не с последнего ряда и без разрешения (у нас это называется «нарушением авторских прав»), так как при этом теряется, обычно, многое из того, что слышалось вживую. Но здесь – не удержался и в дополнение, как репортажный отклик на произошедший феномен, как исторический факт в культурной жизни Астрахани, даю перепост публикации Е. Хачирова из Ютюба https://youtu.be/6vfUtL8iRHc (Ред. – К. Гузенко):