.

Паяц паяцу – рознь!

  29.11.2014 год. Астрахань. Театр оперы и балета. Премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

 

Художественный руководитель – директор театра Валерий Воронин: «Драма «Паяцы» особенная, она, бесспорно, займет свое место в театральном пространстве». Режиссер-постановщик Константин Балакин: «В спектакле есть всё: непривычные декорации, представляющие мир театра по обе стороны занавеса, современные и вызывающие костюмы, в которых читаются нравы героев, сложный механизм театральной машины и жестокий и страшный финал, шокирующий и неизбежный. Здесь представлены парадная сторона и изнанка, собственно сцена и зал, артисты и люди, живущие внутри них».
Пожалуй, эта опера — одна из самых репертуарных в мире. Что можно еще придумать, чем удивить слушателей? И надо ли?
«Надо», — решили Константин Балакин (режиссер) и Валерий Воронин (дирижер). И пошли на смелый эксперимент, создав удивительную атмосферу театрального «спектакля в спектакле» и подвижного закулисья. И, показалось даже, в образе главных персонажей были выведены рельефные портреты. Не работников ли самого астраханского театра? Выпуклый и уже ставший таким привычным «театр в театре», казалось бы, что еще можно дополнить? Изучаемое в музыкальных вузах веристское исступление страстей, сжатость во времени, амплитуда чувств, сплелись с реальностью жизни и условностью театра. Они переплелись, перепутались. Опера про бродячих комедиантов, застрявших на пятачке жизни, ворвалась в наш ХХI-ый век. Неистовая публика (хор театра) на сцене, в обтягивающих и обольстительных женских платьях и строгих мужских костюмах (какие это названные в программке крестьяне?), воодушевленно хихикающих плоским шуткам актеров "комедии положений". Надоедливые (еще раз – надоедливые!) и вездесущие папарацци-журналюги, как признак уже нашей эпохи селфи и «себяшек», продажных статей и льстивых рецензий (не про нас ли?). Даже огромных размеров тренькающий телефон, пронесенный как знамя сквозь ряды бутафорского зрительного зала, вызывает улыбочку: противный звук не вовремя дребезжащего во время представления сотовый раздражает, отвлекает от основного действа. В антракте – мальчуган разносил, зазывно выкрикивая слова, программки в виде газеты. Их же читали не только мы, настоящие зрители, но и на сцене оперные хор-зрители. Да, обстановка – весьма узнаваемая; не без ехидства создателями спектакля воссоздаются реальные образы-типажи. С их точки зрения, и это легко читается, в театр порой забредают людишки мелкие, не культурные. Вот и на премьере, на дорогих партерных местах, долго за моей спиной, пока не шикнул на них, одна пара возбуждённо что-то громко обсуждала. Оказалось, нет, не музыку или удачную арию, а …наряды артисток. Потом, для испуганной парочки зрителей на сцене оказался даже особый ряд для поцелуев (уж больно натурально, явно с удовольствием, лобзались хористы!). Современный театр постепенно превращается в коммунальную маршрутку, где никто никого не стесняется и постоянно бубнит о своих личностных горестях и радостях. "Бардак" в голове, в поведении: в жизни и на сцене…
Вечный сюжет, любовный треугольник, даже более того – четырехугольник, что в итоге и дает разные варианты сочетаний, музыкальных линий. Удивительна лаконичность изложения: за один час сорок минут прожито несколько жизней.
А астраханская версия оперы стала одновременно ироничной и трагичной, немного футуристической (имея в виду финальное пожирание огромными шестеренками-механизмами главных героев) с элементами фарса (во втором действии) и даже эротичной. Вот с чем уж трудно было согласиться, так это с любовью главных героев на земле, на паркете зала (как правило, грязном!). Ну никак не может быть чистая любовь на грязном полу! Не верю!
В опере однозначно сталкиваются два, принципиально разных стиля: сугубо реалистичный, почти документальный, и, во-вторых, балаганно-условный, кукольный, льющийся белизной, струящийся тяжелыми складками тяжелых алых портьер, одна из которых просто однажды рухнула вниз под напором страсти (рядом сидящие слушатели аж громко непроизвольно ахнули!). Возникшая по ходу спектакля эклектичность режиссерских приемов еще больше запутывает "настоящего зрителя". И поэтому, чтобы хоть как-то выпутаться из хитросплетений сюжета, практически всех главных героев убивают, естественно, под сочувственные аккорды композитора и вздохи астраханской публики (точнее "публик" – на сцене и в зале). Режиссерская мысль проста: все беды от женщин. Идея, наложенная режиссером на commedia dell’arte во втором акте лишь усиливает впечатление. Этот прием «контрастного сопоставления», переросший в конфликтную драматургию здесь сработал великолепно: столкновение разных начал будоражит воображение публики. В общем, театральная шкатулка «Паяцы» оказалась с секретом. Спрятанная внутри спираль разжалась, вылетела птица, заскрипел где-то в чреве, глубоко под сценой бездушный механизм.
Музыка – просто чудо! Безупречны вокальные партии, слаженно все исполнил оркестр. Главные партии: Елена Разгуляева (Недда), Алексей Михайлов (Канио), Руслан Сигбатулин (Сильвио). Среди ведущих солистов астраханского театра был и приглашенный артист из столицы, солист Большого театра Сергей Москальков (партия Тонио).
В общем, премьера удалась. Конечно, в немалой степени своим успехом новый спектакль обязан работе художника (Елена Вершиннина). И особые слова восторженной похвалы – светорежиссеру (Ирина Вторникова). Световая палитра продуманна, образна, много говорящая. Такого талантливого художника по свету давно не видел наш театр! Браво!
И последнее, премьерный спектакль синхронно снимали пять камер. А это значит, вскоре шедевр увидят многие тысячи людей в Астрахани и за ее пределами.
…А завтра, 30-го ноября, снова премьерный спектакль, и мы еще раз сможем по достоинству оценить великолепную работу труппы Астраханского государственного театра оперы и балета. 


К. Гузенко (в связи с тем, что на премьере было категорически запрещено фотографировать, поэтому несколько фотографий представлены с сайта Минкультуры и туризма АО).

В рубриках: События

  • Berita teknologi
  • Inovasi teknologi
  • Aplikasi membantu
  • Review gadget
  • Inovasi teknologi Review gadget Aplikasi membantu Berita teknologi Review Gadget Berita teknologi Inovasi teknologi