.

Штрихи к портрету. (Статья в газете «Волга» студентки нашей кафедры)

  Поводом для интервью с профессором кафедры специального фортепиано Астраханской консерватории, заслуженным артистом России Сергеем Анатольевичем Усольцевым стала его недавняя поездка в далекий Петропавловск-Камчатский в качестве председателя жюри на VI Краевой фестиваль фортепианной музыки им. заслуженного артиста России Валерия Тумило.Как оказалось, с Камчаткой Сергея Анатольевича связывает довольно давняя история, а имя Валерия Павловича Тумило имеет особое значение в его жизни.
– Сергей Анатольевич, как получилось, что вы решили поехать в Петропавловск-Камчатский, и как это связано с вашей профессиональной деятельностью?
– Дело в том, что я когда-то учился в Камчатском колледже искусств. Именно там проходил VI Краевой фестиваль фортепианной музыки им. заслуженного артиста России Валерия Тумило, и меня пригласили в качестве председателя жюри. Валерий Павлович Тумило – мой педагог по специальности, пианист. Учился он в Московской консерватории в классе известнейшего профессора Якова Зака, окончил ее по классу фортепиано и одновременно по классу органа. В 1964 году, когда на Камчатке было открыто музыкальное училище, туда из Москвы приехал не только Валерий Павлович, но и многие другие педагоги.
Здание было древнее, похожее на барак, обогревали его 14 печек, которые постоянно топил истопник. Там был небольшой зал, в котором стояли два рояля на все училище. Несмотря на это, училище функционировало совершенно нормально и занятия проходили практически по всем специальностям. Валерий Павлович Тумило много лет возглавлял фортепианное отделение музыкального училища. В 1968 г. я поступил в училище в его класс.
Учился я достаточно успешно, уже на третьем курсе на зональном конкурсе во Владивостоке занял почетное I место, играл очень серьезную программу. Валерий Павлович вообще много занимался развитием исполнительских навыков у учащихся. В результате по окончании училища у меня «в руках» было два фортепианных концерта – 1-й Прокофьева и 2-й Рахманинова, I часть, две сонаты Шуберта и Бетховена, Скерцо Шопена, Сюита Генделя, несколько этюдов Листа и Шопена. Поэтому при поступлении в вуз можно было из чего-то выбрать.
– Как сложилась судьба после окончания училища?
– После окончания училища я поехал поступать в Москву, в Институт им. Гнесиных. Профессор на вступительных экзаменах спросил, что я буду исполнять. Я представил ему список произведений. «Что-то многовато, – удивился он. – Как так получилось, что у вас два концерта, две сонаты?» Я ответил, что могу сыграть любые произведения на выбор. Он сказал, что это уникальный случай и в Институте им. Гнесиных давно такого не было. Конечно, меня послушали и приняли. Так началась моя жизнь вне Камчатки. Туда после окончания института я не вернулся по семейным обстоятельствам. Поехал в Красноярск, где проработал 15 лет. В Астраханской консерватории – с 1994 года.
– Расскажите, пожалуйста, об открытии фестиваля.
– На этом фестивале я был не только в качестве председателя жюри, но и выступил как исполнитель – я открывал и закрывал фестиваль. Пришлось играть, потому что на Камчатке меня еще помнили как студента. Нужно было показать соответствующий уровень. Я играл целое отделение, попытался найти точки соприкосновения с любимым репертуаром Валерия Павловича Тумило – это Бетховен, Шуман, Дебюсси.
Произведения этих композиторов он часто давал для разучивания своим ученикам. Играть было очень волнительно. Там была ученица Тумило Наталья Масляник, достаточно строгая, всегда была отличницей. Ну, думаю, раскритикует меня. Но к моей глубокой радости, после концерта она меня обнимала, поздравляла и говорила: «Надо же, ну все – наше!» То есть и по прикосновению к роялю, и по манере игры есть творческое родство с Валерием Павловичем.
– Несколько вопросов о работе фестиваля. Что вы можете сказать о его участниках и, конечно же, об их исполнительском уровне?
– График работы фестиваля был довольно насыщенным – пришлось прослушать 75 человек, от самых маленьких до взрослых. Причем участники приехали со всей Камчатки, даже с самых дальних районов. Хотелось бы отметить достаточно высокий исполнительский уровень участников. Я слушал четверых студентов училища, 3 и 4 курс, и могу смело сказать, что по качеству исполнения они вполне могли бы учиться в консерватории. И педагоги училища практически все имеют консерваторский уровень по игре и мышлению, маститости и наработанному опыту.
– Чем для вас лично останется памятен этот фестиваль?
– За работу на фестивале мне вручили благодарственное письмо, а Валерий Кравченко подарил свою книгу «Вдохновленные Камчаткой». Дело в том, что Валерий Трофимович — это мой бывший педагог по классу концертмейстерской подготовки в училище. Это человек, наделенный многими талантами. Он великолепный пианист и концертмейстер и к тому же прекрасный фотомастер.
В его книге множество фотографий удивительного камчатского края, а также статьи студентов и педагогов разных лет. Моя юность прошла в этом училище, поэтому в этом альбоме много знакомых мне лиц. Вот на фотографии М. Ростропович, который приезжал к нам в училище. Вот Евгений Борисович Воробьев, бывший директором много лет. При нем и было построено новое училище и общежитие. А это Лонгинов, одновременно врач-анестезиолог и талантливый певец-самоучка, исполнявший сложнейшие оперные партии.
Мы с ним исполняли «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Здесь есть и мои фотографии с Валерием Павловичем Тумило, которого не стало пять лет назад. Причем за полгода до кончины он приехал сюда в Астрахань. Как я понял, он хотел проститься со мной. Мы провели целый день вместе, это было чудесное время.
В этой книге есть и мои воспоминания «Пианист в вельветовых брючках» – о своем первом выступлении, когда я учился в музыкальной школе в Благовещенске. До сих пор у меня хранится статья из местной газеты, в которой написано, что успешно выступил «маленький пианист в вельветовых брючках». Так за мной это прозвище и закрепилось. В моей статье не только Камчатка, но и вся моя жизнь, воспоминания и о Красноярске, и, конечно же, об Астрахани.

85b77338ef92a525bbfc65aa379c16c5_XL

М. МЕЛЮКОВА, студентка IV курса кафедры теории и истории музыки. 27.05.2014

Источник: http://1volga.ru/culture/item/2293-kamchatka-astrakhan-kamchatka-marshrutami-sudby.html