.

Из записок путешественника. Часть вторая… ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА ВЕЛИКОГО ДЕЛА

  Прохладный апрельский вечер неспешно спускался на многолюдные улицы Москвы… В это время Концертный зал им. Гнесиных постепенно заполнялся публикой, среди которой совершенно случайно оказался и автор этих строк. Получив приглашение на концерт камерной музыки, я и представить себе не могла, что этот творческий вечер произведет на меня такое сильное впечатление. Ведь мне удалось присутствовать на выступлении ансамбля высшего профессионального уровня, в составе которого – Михаил Кугель (альт) и Юлия Брусенцова (фортепиано). Возможно, эти имена незнакомы большинству, поэтому я позволю себе рассказать о них то немногое, что мне удалось узнать и услышать…

Новый рисунок - копия

Михаил Бенедиктович Кугель – известный альтист, композитор, автор исследовательских работ, профессор Королевских консерваторий в Бельгии и в Нидерландах. Он родился в Харькове в 1946 г., там же окончил музыкальное училище. Затем последовали годы обучения в Ленинградской консерватории. Новый рисунок (1) В 1975 г. на Международном конкурсе альтистов в Будапеште он получил первую премию, разделив ее с венгерским музыкантом Золтаном Тотом. Его творческая деятельность – концертная и педагогическая – связана с Москвой. Более 15 лет Михаил Кугель выступал как солист Московской филармонии, а также как участник Квартета им. Бетховена. Как преподаватель работал в Московской государственной консерватории. Примерно с 1990 г. открывается зарубежный период в жизни М. Кугеля. Сначала он эмигрирует в Израиль и на протяжении шести лет занимает должность профессора Иерусалимской академии музыки и танца имени С. Рубина. В 1996 г. переезжает в Бельгию, где проживает и работает до сегодняшнего дня. Преподаватель и почетный профессор Гентской консерватории, М. Кугель также является основателем и президентом Бельгийского альтового общества. 

Основная заслуга именитого музыканта в том, что он расширил альтовый концертный репертуар транскрипциями и обработками произведений мировой классики. М. Кугель заявил о себе и как талантливый композитор, создавая, в основном, произведения для альта соло и в ансамбле с другими инструментами. Среди его сочинений Соната-поэма для альта соло (1987), Классические прелюдии для альта и фортепиано (1999), «Венецианский карнавал» для альта и фортепиано (2001) и другие. М. Кугель известен и как музыкальный исследователь – в 2002 г. он опубликовал книгу «История одной эпохи. Интерпретация двух произведений для альта», посвященную трактовке Сонаты для альта и фортепиано Дмитрия Шостаковича и Концерта для альта с оркестром Белы Бартока.
В связи с эмиграцией, Михаил Кугель очень редко бывал в России. Регулярные визиты музыканта в родную страну возобновились с 2009 г., когда после двадцатилетнего перерыва он выступил с концертом в Москве. Приглашение М. Кугеля в Россию – во многом заслуга РАМ им. Гнесиных и её Международного отдела. Благодаря деятельности этой организации, Кугель проводил мастер-классы в академии осенью 2013 г. в рамках фестиваля Европейских консерваторий «Окно в Европу». А весной 2014 г. было решено пригласить известного альтиста с концертом. Участвовать в этом проекте предложили молодой, но успешной пианистке Юлии Брусенцовой. Несколько слов об этом талантливом человеке.
Начало творческого пути Юлии Брусенцовой также связано с Москвой. 
Новый рисунок (2)Она окончила ЦМШ при консерватории им. П. Чайковского, затем РАМ им. Гнесиных (в классе профессора А.Г. Севидова) и аспирантуру при Академии (в классе камерного ансамбля профессора Л.К.Блока). С 2004 г. и является концертмейстером в РАМ им. Гнесиных и в Консерватории, работает со скрипачами и альтистами. Примерно с того же периода постоянно выступает в дуэте со своим мужем, известным альтистом Александром Акимовым. На Московском международном конкурсе скрипачей им. Паганини Юлию Брусенцову признали «лучшим концертмейстером».

О творческом сотрудничестве с Михаилом Кугелем Юлия вспоминает как о бесценном опыте человеческого и профессионального общения. Приведу небольшой отрывок из личной переписки с Юлией: «Мы встретились с Михаилом Бенедиктовичем впервые в жизни за 3 дня до концерта. И как мне показалось, за это время смогли всё же найти какой-то творческий и человеческий контакт. Михаил Бенедиктович оказался невероятно интересным и приятным человеком в общении. Мне кажется, на репетициях мы играли и беседовали в равной степени. Точнее, я больше слушала. Открывала для себя нечто новое, находила подтверждение каким-то своим догадкам, что-то пересматривала. И это касалось как собственно музыки, так и общечеловеческих тем. В общем, для меня это были очень плодотворные дни. При этом я не ощущала ни секунды, будто мне что-то навязывают. И самое ценное – в день концерта я поняла, что иду играть уже НЕ с чужим человеком. Как мне кажется, это очень важно для ощущения внутренней свободы на сцене».
Результатом встречи и совместной творческой деятельности двух талантливых музыкантов стал концерт камерной музыки, прошедший вечером 3 апреля 2014 г. в Концертном зале им. Гнесиных. Большой двухчасовой концерт в двух отделениях. Исполнялись шедевры романтического альтового репертуара – произведения Роберта Шумана, Франца Шуберта, Антона Рубинштейна, Ребекки Кларк. Попытаюсь поделиться с Вами своими впечатлениями, хотя передать все сполна просто невозможно. Исполнители вышли на сцену, зазвучали клавиши, запел смычок… С этого момента публика замерла в благоговении перед чудесными звуками. Затаив дыхание, люди внимали бархатному альтовому тембру и трепетному голосу фортепиано. Создавалось впечатление, что двое музыкантов играли вместе всю жизнь – настолько слаженным было звучание их ансамбля. Деликатнейшая из концертмейстеров, Юлия заставляла фортепиано чутко реагировать на малейшие изменения динамики, агогики и характера исполнения в партии солиста. Про исполнительское мастерство Михаила Кугеля хочется сказать отдельно – громко, с огромной долей пафоса. Альт в его руках не просто пел – он дышал… Другими словами, он звучал настолько естественно и свободно, что публика не почувствовала напряжения ни одного из сложнейших пассажей (а их было достаточно). Смычок то плавно скользил, то взмывал вверх, то замирал в воздухе, покорный воле опытного исполнителя… Виртуозная техника сочеталась с глубокой эмоциональностью, облеченной в строгое, благородное звучание. Нежнейшая лирика, тишайшее пианиссимо, слышимое в самом дальнем уголке зала… Страстные порывы, романтическая воодушевленность… Бравада аплодисментов, цветы и, конечно же, «бис!» Да, именно так мне хотелось бы закончить эту статью. Браво! Бис! Все это – для Вас, великие Мастера великого дела!

Материал подготовила Мария Мелюкова, студентка IV курса кафедры теории и истории музыки. Фото – из Интернет-источников, Концертного отдела РАМ им. Гнесиных и личного архива Ю. Брусенцовой. (Часть первая записок путешественника – http://mvastracons.ru/?p=17032)

Примечание: материал представлен на внутривузовский конкурс журналистских работ, посвященных 45-летию консерватории