.

Ушла из жизни МАЖЭЙКА Зінаіда Якаўлеўна (Можейко Зинаида Яковлевна).

  Много поколений белорусских, российских и астраханских фольклористов воспитано на книгах уникального этнолога и музыковеда. В Астраханской консерватории Зинаиду Яковлевну Можейко педагоги нашей кафедры знали лично. Скорбим.

МОЖЕЙКО Зинаида Яковлевна – сов. музыковед-фольклорист. Засл. деят. искусств БССР (1957). Канд. искусствоведения (1971). Ученица Л. С. Мухаринской, Е. В. Гиппиуса. С 1966 науч. сотрудник Ин-та искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР. В центре науч. интересов – типология муз. фольклора, местные песенные стили. Автор сценариев науч.-популярных фильмов "Полесские колядки" (1972), "Голоса веков" (1979), "Память столетий" (1982), "Полесские свадьбы" (1986). Песенная культура белорус. Полесья, Минск,.1971; Песни белорус. Поозерья, Минск, 1981; Традиционного народно-песенно творчество в съвременния музикален бит на белоруското село, в сб.: Съвременност и фолклор, София, 1981; Песий белорус. Полесья, в. 1-2, М., 1983-84; Календарно-песенная культура Белоруссии, Минск, 1985, и др. (Источник: http://www.music-dic.ru/html-music-keld/m/4477.html Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

+++

Можейко, Зинаида Яковлевна – род. 6 дек. 1933 в Орше. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1971), диссертация "Традиционное песенное искусство в современном музыкальном быту белорусского полесского села (на примере села Тонеж)". Окончила в 1961 теоретико-композиторский ф-т Белорус. конс., в 1966—аспирантуру при Ин-те искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (рук. Е. В. Гиппиус). Преподаватель муз. школы в Минске (1954—1958), Минского муз. училища (1958—1962). В 1962—1963 и с 1966 науч. сотрудник Ин-та искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР. Участница фольклорных экспедиций, сост. фольклорных сборников. Автор статей по вопросам белорус. фольклора, в т. ч. "Память о войне" ("СМ", 1966, № 2), "Голос полесских просторов" ("Маладосць", 1966, № 3, на белорус. яз.), "Жнивная песня Белорусского Полесья" ("Вести АН БССР", серия общественных наук, 1968, № 2, на белорус. яз.), "Народные певцы села Тонеж" ("МЖ", 1968, № 16), "Коляда в белорусском полесском селе" ("Сов. этнография", 1969, № 3), "О возрастной циклизации песен" ("СМ", 1969, № 10), "Певцы и песня" ("Полымя", 1969, № 9, на белорус. яз.), "Традиционное белорусское народное пение" ("Народное творчество и этнография", 1970, № 1, на укр. яз.), "Там, где живет песня" ("Памятники истории и культуры Белоруссии", 1970, № 2, на белорус. яз.), "Полесская песня" ("Кругозор", 1972, № 3). Лит. соч.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/84840/ Песенная культура Белорусского Полесья. Минск, 1971.

+++

Можейко Зинаида Яковлевна (6.12.1933, Орша Витебской обл., Беларусь), этномузыколог, сценарист. Засл. деятель искусств БССР (1987), лауреат Гос. премии Республики Беларусь (1994), премии им. Б. Асафьева в обл. музыковедения (1991, Россия), Гран-при UNESCO за подготовку граммпластинок аутентичного фольклора (1988). Доктор искусствоведения (1992). Окончила Белгосконсерваторию (1961).

Фильмография: (авт. сц. и полевой реж.) этногр. «Полесские колядки» (1972), «Голоса веков» (1979), «Память столетий» (1982), «Полесские свадьбы» (1986), «Прогони, Боже, тучу…» (1990, Гос. премия Республики Беларусь, 1994), «Кривые вечера» (1993), «Движение земли» (1999).  http://www.belarusfilm.by/studio/personas/3276/ (Национальная киностудия «Беларусьфильм»)

+++

Когда Зинаида Можейко справляла свой первый юбилей (ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА)

Дорогие можейкофилы, позвольте считать наш собрание фольклористов симпозиумом – в исконном, древнегреческом понимании смысла этого слова. Впрочем, по-другому считать нам никто и не позволит. Итак, сообщаю тему своего научного доклада:

«ВЛИЯНИЕ РЕНЕСАНСНОЙ ФИГУРЫ З.Я.МОЖЕЙКО НА ВОЗРОЖДЕНИЕ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Удивительно, что до сих пор не подытожено значение деятельности нашей Зинаиды на таком уровне, чтобы даже физик-нелирик понял. Этот доклад – первая попытка, первый грошик в копилку моржеведения и зинаидознавства. Так что же она сделала такого, что об этом все говорят?

Во-первых: она выяснила, что не только на календарь нужно поглядывать, когда поешь календарные песни, но еще и в свою метрику. Потому что не всякий возраст песне к лицу. По-научному это у нее называется «возрастная циклизация песенного репертуара».

Во-вторых: она доказала, что песни в народе (я цитирую) «пяюцца абы-калi, але нiколi – абы як». Этим, кстати, народная песня отличается от профессиональной. Так что когда раскопаешь многовековые пласты, отведешь в сторону накипь современных влияний – увидишь чистую криницу, вызывающую жажду не только у композиторов.

В-третьих: она подошла к фольклору как к полезному ископаемому, которое нужно отыскивать и откапывать. И накопала столько, что смогла составить карту полезных ископаемых из прошлого белорусской культуры.

К сожалению, научная честность даже в юбилейном докладе не позволяет мне обойти недостатки этих карт. Они же безнадежно устарели! И З.Я. непосредственно в этом виновата. Зачем же было наши белорусские песни вывозить в фильмах и грампластинках за границы республики? Теперь вот карты белорусских напевов придется составлять заново, охватывая весь мир за пределами Беларуси.

Во всем этом есть еще один подтекст, который, не знаю даже, стоит ли озвучивать… А, ладно! Правду ведь не скроешь. Да и отношение к ренесансной фигуре она (правда) имеет непосредственное. Зачем тебе, Зинаида, всемирная слава? Серьезному творцу она ведь ни к чему. “Быть знаменитым – некрасиво”, сказал Б.Пастернак, отказываясь от Нобелевской премии. Но не так, к сожалению, смотрит на это наша юбилярка. И вот что в результате получается: одно неудобство и недоразумение.

В самом деле, вот вам разговор двух участников Международной фольклорной конференции в Белграде:

 — Послушай, Энрико, что я только что узнал: оказывается, в Беларуси есть своя Академия наук!

 — Темный ты человек, Джонни. Там же сама Можейка работает.

 — Что ты говоришь? Так она там, конечно, президент?

 — Точно не знаю. Скорее всего, рядовой академик. Она, по ее книгах-статьях судя, больше любит работать, чем руководить.

 — А кто же там президент?

 — Какой-то физик. Фамилия незнакомая, не запомнилась.

Комментарии, как говорят, излишние.

В заключение своего доклада вношу предложение: пусть сама юбилярша споет нам щедровку от имени всех нас, которых она сегодня собирается накормить и напоить!

 Еще 2 слова, прежде чем поблагодарить вас за внимание. Передаю нашей юбилярше, как говорится, при свидетелях, ее персональные биоритмы, рассчитанные на 2 года вперед. Там красными звездочками отмечены дни, особенно пригодные для успешной защиты докторской диссертации. Пусть, Зиночка, твои физические, эмоциональные и интеллектуальные ритмы чаще встречаются в положительной фазе! Прошу сказанное считать тостом и единоустно за это выпить!

Источник: http://tvinteltech.narod.ru/mazheyka.html (1984) (C) Copyright «ИнтелТех» — В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта,  которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

 +++

Д 09.01.01 при УО «Белорусская государственная академия музыки» по специальности 17.00.02 "Музыкальное искусство":

1. Яконюк Вадим Леонтьевич (председатель совета) – доктор педагогических наук (1995), профессор (1992). Заведующий кафедрой музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства УО «Белорусская государственная академия музыки».

2. Назина Инна Дмитриевна (заместитель председателя совета)  – доктор искусствоведения (2000), профессор (2000). Профессор кафедры белорусской музыки УО «Белорусская государственная академия музыки».

3. Волкова Людмила Анатольевна (ученый секретарь) – кандидат искусствоведение (2001), доцент (2005). Доцент кафедры истории музыки УО «Белорусская государственная академия музыки».

4. Дадиомова Ольга Владимировна – доктор искусствоведения (2004), профессор (2007). Заведующая кафедрой белорусской музыки УО «Белорусская государственная академия музыки».

5. Можейко Зинаида Яковлевна – доктор искусствоведения (1991), ведущий научный сотрудник ГНУ «ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси» (1991).

6. Науменко Татьяна Ивановна – доктор искусствоведения (2005), профессор (2010). Заведующая кафедрой теории музыки ФГБОУ «Российская академия музыки им. Гнесиных».

7. Прокопцова Вера Павловна – доктор искусствоведения (2000), профессор (1997). Заведующая кафедрой белорусской и мировой художественной культуры УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

8. Сергиенко Раиса Ивановна – доктор искусствоведения (1999), профессор (2005). Профессор кафедры теории музыки УО «Белорусская государственная академия музыки».

Источник: http://www.bgam.edu.by/science/thesis_defense/

+++

Писатель и автор множества популярных работ Зинаида Яковлевна Можейко предлагает вашему вниманию свои лучшие книги на страницах каталога …

Белорусская этномузыкология: Очерки истории (XIX-XX вв.): [С нот. прил.] Тэхналогiя, 1997 г.

ISBN 985-623-423-9  КХ

https://www.google.ru/search?client=opera&q=%D0%9C%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0

www.ozon.ru/person/2679571/?group=div_book‎

Монография посвящена теоретическим и практическим проблемам экологии традиционного народно-музыкального творчества. К постановке проблем впервые применен подход изнутри «самого материала» через фронтальное полевое обследование всех этнографических регионов Беларуси со стационарным изучением двадцати сел разных регионов. На системном уровне раскрывается самодостаточность руральной народно-песенной культуры вследствие процессов саморегулирования (временной и возрастной циклизации) и самоорганизации «песенной общины» (Б. Асафьев) с ее самородными корифеями искусства. Книга рассчитана на экологов, искусствоведов, этнологов, социологов, преподавателей и студентов гуманитарных отделений вузов, практических работников культурного профиля.

+++

Можейко, Зинаида Яковлевна. Экология традиционной народно-музыкальной культуры: нематериальная культура Беларуси в свете социально-экологических проблем. Беларуская навука, 2011 г. ISBN 978-985-08-1259-9 КХ https://www.google.ru/search?

Подборка материалов – М.Г. Хрущева 

 

 

В рубриках: События