Гонцов Юрий Петрович
Юрий Гонцов родился 3 марта 1946 года в селе Наумово Скопинского района Рязанской области. Талантливый композитор музыкой начал заниматься сравнительно поздно: в 13 лет был принят в ДМШ № 2 г. Рязани в класс баяна преп. В.С. Егорова. С 1962 года Ю.П. Гонцов – учащийся Рязанского музыкального училища им. Г. и А. Пироговых (класс баяна преп. Шульц и М.М. Ельцова). В эти годы появляются и сочинения для баяна, а к окончанию училища их накапливается целый альбом. На старших курсах баянист создает и первые «академические» опусы, которые сразу озвучиваются учениками М.М. Ельцова, а также училищным оркестром русских народных инструментов. В 1966–1969 г. Юрий Петрович работает в Клепиковской ДМШ, а затем – в Рязанском педагогическом училище (1969–1973). 1968–1973 – годы учебы в ГМПИ им.Гнесиных (класс баяна преп. Ю.П. Чеканова, Ю.А. Вострелова, Ю.М. Котова). Этот период стал временем интенсивных поисков, музыкальных впечатлений, открытия новых стилистических горизонтов, приобретения опыта работы с ансамблем и постижения разнообразных тембровых сочетаний. Будучи руководителем любительского ансамбля, состоявшего из 12 педагогов музыкальных школ Рязани, музыкант интенсивно занимается инструментовкой для самых необычных сочетаний инструментов, имевшихся «под рукой». Репертуар этого ансамбля состоял в основном из сочинений старинной музыки и произведений композиторов ХХ века. Осмысление такого практического опыта было предложено в дипломном реферате Гонцова «Камерный ансамбль – классический, народный, смешанный», приложением к которому и стал сборник собственных инструментовок для «экзотических» составов. Для сочинения музыки времени пока не хватало. В 1973–1975 г. – в период работы в Киргизском государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой – Гонцов серьезно занимался композицией. В произведениях этих лет ясно ощущались влияния И. Стравинского и Р. Щедрина. В 1975 году он начал преподавать в Астраханской государственной консерватории. Настоятельная потребность в получении профессионального композиторского образования привела Гонцова в Казанскую консерваторию (1977–1981) в класс композиции Заслуженного деятеля искусств России, профессора А.Б. Луппова. Время учебы в Казани – довольно сложный период освоения гомофонии, к которой у молодого композитора не было никакого пристрастия, но которую буквально заставлял осваивать А.Б. Луппов. И все же полифоническое восприятие окружающего мира так и осталось важнейшей чертой личности композитора. В 1983 году Ю.П.Гонцов был принят в Союз композиторов СССР. В 1988 году состоялась поездка на международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень». Знакомство (в живом исполнении) с музыкой П. Булеза, Л. Ноно, К. Штокхаузена, К. Сероцкого, В. Лютославского, Я. Ксенакиса и многих других, а также встреча и последовавшее затем общение с московским композитором Сергеем Беринским, его постоянная поддержка стали решающими в дальнейшей творческой судьбе Гонцова. Варшавские впечатления стимулировали собственные интенсивные поиски новых типов звуковой материи в инструментальной и оркестровой фактурах, в вокальной мелодии. Так начался новый этап в творчестве композитора. Вернувшись на родину, Юрий Петрович приложил все силы для реализации возникшей в Варшаве идеи Беринского о проведении в Астрахани фестиваля современной музыки. Поддержка астраханских музыкантов позволила осуществить и провести три всесоюзных и два международных фестиваля «Астраханские вечера современной камерной музыки» (1989–1993). Композитор активно пропагандирует современную музыку в студенческой среде. Начиная с 1875 года, под руководством Гонцова регулярно функционирует студенческий клуб современной музыки, параллельно организуются концерты из цикла «Музыка ХХ века», в которых наряду с преподавателями участвуют и студенты консерватории. Во всех подобных начинаниях составление программ, поиск исполнителей и вся организационная сторона являлась инициативой композитора. Вполне закономерно, что в 1998–2001 г. он возглавлял Астраханскую региональную организацию Союза композиторов России. За время работы в Астрахани Гонцов осуществил 10 авторских концертов: 1977, 1978, 1979, 1982, 1984, 1984, 1987 (Астрахань), 1996 (Рязань), 1997 (Москва), 1999, 2002, 2002, 2002, 2006 (Астрахань). В 1996 году один из таких творческих отчетов состоялся на родине композитора – в Рязани, в ДМШ № 4. Сочинения композитора исполняются во многих российских городах и за рубежом: Москве и Санкт-Петербурге, Казани и Петропавловске-Камчатском, Омске и Нижнем Новгороде, Волгограде и Саратове, Грозном и Махачкале, а также в Амстердаме (Голландия), Новом Орлеане (США) и др. Его произведения включались в программы Всесоюзного, Всероссийского и астраханского радио. Основные произведения Произведения для оркестра «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»). Симфония для духовых, ударных и органа (1987). «Лики осени». Поэтические ассоциации для камерного оркестра (1991). Два концерта для фортепиано с оркестром (1980, 1986). Хоровые произведения: «К тебе, Господи, возношу душу мою» (Семь псалмов из «Давидовой псалтыри»). Оратория для смешанного хора, солистов и 20 инструментов. Соч.58 (1995). «A so gourn of the spirit» («Пристанище души»). Симфония-кантата на стихи Дж.Г. Брауна для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и каммерного оркестра (1987). «Русские песни Кольцова». Для смешанного хора без сопровождения (1983). Три хора на стихи К.Бальмонта. Для смешанного хора без сопровождения. Соч.61 (1996). «Японские трехстишия Сережи Тишкова». Для детского (женского) хора, солиста и фортепиано (1994). «Ключик весенней звезды». Три стихотворения В.Ветровой для детского (женского) хора, солиста и ансамбля скрипачей. Соч. 54а (1995). «Гимн Рязани» на стихи В.Хомякова. Для солиста, хора и симфонического оркестра (1999). Камерно-вокальные произведения: Вокальный цикл на стихи Софии де Мелло Брейнер. Для меццо-сопрано и фортепиано (1977). «Астраханские страницы». Сюита русских народных песен Астраханской области для сопрано и фортепиано (1978). «Поющий лук». Вокальный цикл на стихи африканских поэтов для сопрано, флейты, ударных, фортепиано и контрабаса (1981). «Ночные мысли». Диптих для баритона, скрипки и фортепиано на стихи Ю.Вельхавена (1984). «Глубины лунной полуночи». Вокальный цикл на стихи В. Калныни. Для сопрано и органа. Соч. 44 а (1988; ред. для сопрано и фортепиано – 2002). «Мне нужен свет любви твоей». Три романса на стихи К. Фофанова для баритона, виолончели и фортепиано (1990). «В белом безмолвии». Две немецкие акварели для меццо-сопрано, баритона и фортепиано (1990). «Дорога». Вокальный цикл на стихи Я.Полонского для баса, кларнета, альтовой домры, виолончели и фортепиано (1992). Три песни на стихи В.Ветровой для голоса и скрипки (1993). «Следы внутрь». Вокальный цикл на стихи поэтов Люксембурга для баса и фортепиано. Соч.67 (1998). «Обычный рейс по матушке-России». Шесть русских слайдов по стихам астраханских поэтов для тенора и фортепиано. Соч. 73 (2002). «Ода Астраханской губернии», стихи Бориса Свердлова. Соч.57, №4 (2002). «Я свет у тебя за плечами», камерная мини-опера по сюжету Николая Гумилева и Анны Ахматовой для двух вокалистов и трёх инструменталистов. Соч.76 (2004). Камерно-инструментальные произведения: Октет для трех флейт, двух кларнетов, валторны, фагота и фортепиано (1977). Сюита (в старинном стиле) для скрипки и фортепиано (1977). Трио для флейты, альта и фортепиано (1978). «Русский диптих» для органа (1981). Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1986). «Откровения» для трубы и фортепиано. Соч. 59 (1995). «Mea culpa». Брасс-квинтет. Соч. 60 (1996). «Toccata lieta» для скрипки и фортепиано. Соч.62 (1997). «Соната в шести видениях» для флейты соло. Соч. 64 (1997). «Савл и Павел». Соната для кларнета и бас-кларнета (фагота). Соч. 63 (1997). «Музыка моря», квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Соч. 74 (2003) Произведения для ансамблей русских народных инструментов: Секстет (1975). «Хороводная» (1978). «Русское рондо» для трио домр (1979). «Дневная музыка» для квартета русских народных инструментов (1986). «Сказания Бумбулвы». Триптих по калмыцкому эпосу «Джангар» для квартета русских народных инструментов (1994). «Музыка суток». Цикл пьес для квинтета русских народных инструментов (1994). Произведения для калмыцких народных инструментов: «Джангар-вариации». Сюита для оркестра калмыцких народных инструментов (1987). «Отгулы звуков бумбы». Концерт для калмыцкой домбры с оркестром калмыцких народных инструментов (1990). «Сказание Бумбулвы». Триптих для ансамбля калмыцких домбр и ёчина (1990). Произведения для баяна: Две пьесы из репертуара ДМШ (1968). Два этюда. (1969). Три сонаты (1974, 1980, 1983). «Три движения» (1974). «Каприччио» (1976). Полифонические вариации на две русские песни из сборников А.Лядова и М.Балакирева (1979). «Маленькая полифоническая музыка» (1988). 24 прелюдии и фуги (1989). «Юбиляции и роспев по случаю 25-летия Рязанской школы искусств № 4». Для оркестра баянов. Соч. 65 (1997). «Пламенеющий огонь». Вариации-остинато для двух баянов. Соч. 71 (2001). Произведения для струнных щипковых инструментов: «Графические вариации» для балалайки соло (1976). Соната для домры-альта соло (1978). Дуэт для балалайки примы и домры-альта (1978). Два этюда для домры соло (1980). «Вечерняя музыка» для балалайки соло (1985). «Утренняя музыка» для домры соло (1985). «Соната зимы» для балалайки и фортепиано. Соч. 75 (2004) Для оркестра русских народных инструментов Прелюдия и картина (1974). «Хороводная». Пьеса на тему русской народной песни Астраханской области «Уж ты, сад» (1978). «Астраханские страницы». Сюита русских народных песен Астраханской области для меццо-сопрано и оркестра (1978). Двойной концерт для флейты и гобоя с оркестром (1982). «Калмыцкий диптих» (1986). «Путеводитель по русскому оркестру». Вариации на собственную тему. Соч.70 (2001). Произведения для театра Музыка к кукольному спектаклю по пьесе Ю.Елисеева «Два мастера» (1984). Музыка к кукольному спектаклю по пьесе Н.Гернет «Гусенок» (1981). Музыка к спектаклю Астраханского драматического театра по роману Николая Зряхова «Прекрасная астраханка». Соч. 66 (1997). «Теремок». Симфоническая сказка для детей (путеводитель по симфоническому оркестру) для чтеца, солистов, смешанного хора и симфонического оркестра. Соч. 69 (2000). «Чингисхан (сцены из монгольской жизни)», балет в двух действиях, либретто Петра Надбитова. Соч.79 (2005). Произведения для фортепиано «Moto perpetuo» (1973). «Прелюдия и картина» для двух фортепиано (1974). «Четыре эскиза» (1975). Соната (1978). Шесть фуг для двух роялей (1979). «Майины песни». Четыре фортепианные истории для детей (1983). «Двенадцать ступеней постижения в “ля”». Вторая соната. Соч.72 (2002). «Тетрадь детских рисунков о войне и победе», фантазия на темы песен Великой Отечественной войны для двух фортепиано. Соч.77 (2004). «Небольшое испытание для Светы с оркестром», концертино для фортепиано со струнным оркестром. Соч.78 (2005). Песни «Начинается год» на стихи Н.Брауна. Для голоса и двух баянов (1962). «Осенняя песня» на стихи Г.Подольской. Для голоса и фортепиано (1965). Четыре песни к кукольному спектаклю по пьесе Е.Чеповецкого «Улыбка клоуна» (1988). «Вечерний Киев» на стихи В. Ивченко. Для детского (женского) хора и фортепиано (1994). «Город мой» на стихи Б. Свердлова. Для солиста, хора и оркестра. Соч. 57, № 2 (1998). «Марш Буровиков» на стихи Б. Мичурина Соч. 1, № 2 (1999). «Натали» на стихи Г. Подольской. Соч. 68 (1999). «Песня о Рязани» для солиста, хора и оркестра на стихи Владимира Хомякова. Соч. 57, №3 (1999). Лит.: Хрущева М. Авторский вечер //«Волга» № 90 (18866) 20. 041982; Хрущева М. Знакомьтесь: композитор Юрий Гонцов //«Волга» № 164 (19237) 17. 07. 1983; Хрущева М. Авторский вечер Юрия Гонцова // «Волга» № 3 (19676) 04.05.1985; Хрущева М. Яркий мелодический дар //«Волга» № 127 (20400) 04. 06. 1987; Хрущева М. Авторский концерт Юрия Гонцова //«Волга» № 107 (23581) 08 06. 1999; Шахназарова П. Т. О цикле «24 прелюдии и фуги» для баяна Юрия Гонцова // Музыкальное искусство и гуманитарное образование Юга России: история, современность, перспективы: Материалы Региональной научно-практической конференции. 25 марта 2003 года /Отв. редактор-составитель М.Ш. Абдуллаева. – Махачкала, ИВЦ ДГПУ, 2003. – 108 с. – С. 21–24; Гонцов Юрий Петрович // Энциклопедия «Лучшие люди России». – Т. IV. –Ч. II. – М.: Спец-Адрес, 2005. Вып. 7. – 736 с. – С. 176; Хрущева М. Юрий Петрович Гонцов (эскиз к юбилейному портрету) // Камертон: Вестник Астраханской консерватории. – Вып. 1. Сентябрь–март 2005–2006. – С. 29–31. (Информация будет дополнена).